Живое Слово

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 26 ИЮНЯ

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Прем 1, 13-15а; 2, 23-24

Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих; ибо Он создал всё для бытия, и всё в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна. Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают её принадлежащие к уделу его.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 30(29)

Припев: Господа прославлю, Он поднял меня.

Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня *
и не дал моим врагам восторжествовать надо мною.
Господи! Ты вывел из ада душу мою *
и оживил меня, чтобы я не сошёл в могилу.

Припев: Господа прославлю, Он поднял меня.

Пойте Господу, святые Его, *
славьте память святыни Его.
Ибо на мгновение гнев Его, †
на всю жизнь благоволение Его: *
вечером водворяется плач, а наутро радость.

Припев: Господа прославлю, Он поднял меня.

Услышь, Господи, и помилуй меня; *
Господи! будь мне помощником.
И ты обратил сетование моё в ликование. *
Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно.

Припев: Господа прославлю, Он поднял меня.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
2 Кор 8, 7. 9. 13-15

Чтение второго Послания святого Апостола Павла
к Коринфянам.

Братья: Как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, — так изобилуйте и сею добродетелью. Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: «кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка».

Слово Божие.

ДЛИННЫЙ ВАРИАНТ
Мк 5, 21-43

В то время: Когда Иисус переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря. И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его, и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на неё руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошёл с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его. Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла ещё в худшее состояние, — услышав о Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его. Ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови; и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: «кто прикоснулся ко Мне?» Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире, и будь здорова от болезни твоей. Когда Он ещё говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что ещё утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берёт с Собою отца и мать девицы, и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: «девица, тебе говорю, встань». И девица тотчас встала, и начала ходить; ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал; и сказал, чтобы дали ей есть.

«Талифа Куми!»

Как просто и как прекрасно звучат слова из первого чтения: «Бог создал человека для нетления по образу вечного бытия Своего». Не случайно  наше естество противится смерти – мы к ней не предназначены, не для нее созданы. Смерть - это катастрофа, следствие отрыва человечества от Бога, источника жизни. Это болезненный разрыв целостного человеческого существа. «Господь создал все для бытия», а смерть вошла в мир обманом, «завистью дьявола».

Сегодня, во время пандемии, многие переживают смерть близких, как крушение, они  не хотят верить в разлуку, смерть. И они правы – у смерти нет последнего слова. Но Сам Господь не избежал смерти, а принял ее в мучительной форме, без всякого утешения. Имеющий в себе столько жизни, Он так умер, чтобы быть с нами… Но через это видимое поражение Он  делает смерть окном в вечность.  И если мы верим, то именно перед лицом смерти нам легче отличить главное от второстепенного, настоящее от наносного, ценить любовь. 

Господь показывает, что она действительно есть – та любовь, которая воскрешает. Входя в дом, где все полно скорби, Он восклицает «Талифа, Куми!» ( девица, встань!). А для нас это означает « проснись! Проснись от призрачного существования, к настоящей жизни. Живи, люби!».

Но мы  можем так и прожить всю свою жизнь как бы в полусне, в погоней за преходящим. Разве это не смерть? Как женщина, страдающая кровотечением, мы напрасно истощаем свое имение на бесполезных «врачей». Но женщина прикоснулась  к Иисусу посреди ничего не ведающей толпы. И мы тоже в суете жизни, в самой ее гуще, можем к Нему прикоснуться. Молитва со Словом Божьим дана нам для того, чтобы находить Христа среди скорби, черпать в Нем жизнь, и повсюду сеять семена воскресения.

Попробуем сегодня жить верой в победу Христа и всюду находить знаки этой победы!

ПОНЕДЕЛЬНИК, 29 ИЮНЯ

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Быт 18, 16-33

Когда встали мужи, и от дубравы Мамре отправились к Содому, Авраам пошёл с ними, проводить их. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдёт народ великий и сильный, и благословятся в нём народы земли. Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путём Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом всё, что сказал о нём. И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжёл он весьма. Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. И обратились мужи оттуда, и пошли в Содом; Авраам же ещё стоял пред лицом Господа. И подошёл Авраам, и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, если они находятся в нём? Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу всё место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним, и сказал: может быть, найдётся там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдётся там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдётся там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдётся там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу ещё однажды: может быть, найдётся там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошёл Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в своё место.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 103(102)

Припев: Щедр и милостив Господь, долготерпеливый.

Благослови, душа моя, Господа, *
и вся внутренность моя — святое имя Его.
Благослови, душа моя, Господа, *
и не забывай всех благодеяний Его.

Припев: Щедр и милостив Господь, долготерпеливый.

Он прощает все беззакония твои, *
исцеляет все недуги твои;
избавляет от могилы жизнь твою, *
венчает тебя милостью и щедротами.

Припев: Щедр и милостив Господь, долготерпеливый.

Щедр и милостив Господь, *
долготерпелив и многомилостив.
Не до конца гневается, *
и не вовек негодует.

Припев: Щедр и милостив Господь, долготерпеливый.

Не по беззакониям нашим сотворил нам, *
и не по грехам нашим воздал нам.
Ибо, как высоко небо над землёю, *
так велика милость Господа к боящимся Его.

Припев: Щедр и милостив Господь, долготерпеливый.

ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 8, 18-22

В то время: Иисус, увидев вокруг Себя множество народа, велел отплыть на другую сторону. Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов.

«Но Иисус сказал ему: иди за Мною»

Нам может показаться первое чтение из книги Бытия, которое мы читаем сегодня, довольно забавным. Авраам  осмеливается: вступать в спор с Господом, торговаться, призывать Бога-Отца « к совести». Господь не оскорбляется, Он ведет диалог с Авраамом. Ему не кажется дерзкими просьбы Авраама. Ветхий Завет показывает нам прекрасный пример того, что Господь Бог – личность, а не абстрактная сила.

И мы можем и должны высказывать Господу своё мнение. Но все это должно происходить через призму признания Господа нашим Небесным Отцом. И мы должны уважать и любить нашего Родителя, даже если нам кажется, что Он не прав. Через общение, может даже претензии, у нас выстраиваются отношения с Богом. Главное, быть готовым и открытым услышать Господа.  Потому что Господь может ответить по- разному, часто не так, как хотим мы. В Евангелии мы читаем, как Христос отказывает одному человеку в просьбе разрешить ему идти с Ним, а другого довольно жестко призывает оставить все и следовать за Ним.

Нас может ввести в ступор такая позиция Христа. Но самое главное, научиться доверять Господу, особенно, когда Он требует от нас того, чего мы не можем понять. Господь знает больше нас и самое главное – Он нас любит. Дорогие братья и сестры, особенно в последнее время, насыщенное страхом, тревогой, потерями, мы должны не сомневаться в Божьей любви, а доверять Ему. Только Он сможет помочь нам пройти через все испытания сегодняшнего дня. Будем просить сил у Святого Духа и Богородицы, чтобы нам изо дня в день укрепляться в нашей вере, не бояться ничего и быть готовыми ответить на призыв Господа!

ВТОРНИК, 30 ИЮНЯ

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Деян 12, 1-11

В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло. И убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра. Тогда были дни опресноков. И, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырём четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Итак Петра стерегли в темнице; между тем церковь прилежно молилась о нём Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Пётр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Пётр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Пётр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 34(33)

Припев: Господь меня избавил от всякого зла.

Благословлю Господа во всякое время; *
хвала Ему непрестанно в устах моих.
Господом будет хвалиться душа моя; *
услышат кроткие и возвеселятся.

Припев: Господь меня избавил от всякого зла.

Величайте Господа со мною, *
и превознесём имя Его вместе.
Я взыскал Господа, и Он услышал меня, *
и от всех опасностей моих избавил меня.

Припев: Господь меня избавил от всякого зла.

Кто обращал взор к Нему, те просвещались, *
и лица их не постыдятся.
Сей нищий воззвал, — и Господь услышал, *
и спас его от всех бед его.

Припев: Господь меня избавил от всякого зла.

Ангел Господень ополчается *
вокруг боящихся Его и избавляет их.
Вкусите, и увидите, как благ Господь! *
Блажен человек, который уповает на Него!

Припев: Господь меня избавил от всякого зла.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
2 Тим 4, 6-9. 17-18

Чтение второго Послания святого Апостола Павла
к Тимофею.

Возлюбленный: Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, бег завершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его. Постарайся прийти ко мне скоро. Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства; Ему слава во веки веков. Аминь.

ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 16, 13-19

В те дни: Придя в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Пётр, отвечая, сказал ему: Ты Христос, Сын Бога живого. Тогда Иисус сказал Ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

«и на сем камне Я создам Церковь Мою»

Сегодня- праздник  Петра и Павла, жизнь которых навсегда изменила встреча со Христом. Эта встреча произошла у обоих по-разному. Петр общался с Иисусом, как с человеком на земле, ел и пил с Ним, а Павел пережил эту встречу в откровении. Но удивительно, что Павел совсем не меньше, чем Петр, очарован личностью Христа. Он пережил внутренний переворот такой силы, что смог взволновать и зажечь языческий мир. Значит, и для нас это возможно- понять и принять Христа  всей своей жизнью, всем существом.  Он не хочет оставаться и для нас лишь метафорой и воспоминанием, Он – реален и может говорить с нами.

Петр и Павел свидетельствовали о Христе каждый, исходя из своего характера и темперамента.  Петр говорил о Нем тем, кто ему был ближе по культуре – иудеям. Он поднялся над своим страхом, но его личностная перемена не была такой радикальной, как у Павла.  Павел пережил обращение подобное вспышке света ( так оно и описывается). Он переродился внутренне, став как бы другим человеком. Фанатичный защитник древних традиций, он стал новатором, апостолом язычников, яростный преследователь – проповедником любви… Предчувствуя свою смерть, Павел сознает, что Господь им доволен, что Его прошлое не имеет над ним никакой власти.

В сегодняшнем Евангелии мы читаем об исповедании Петра. Может быть, Петр и сам удивляется тому, что сказал по вдохновению Духа. Так и через нас святой Дух иногда говорит и делает больше, чем мы сами можем вместить. Мы видим реакцию Иисуса, как он радуется о Петре. Он знает - именно на этой простой и чистой вере Петра будет основано здание Церкви. И это та Церковь, к которой принадлежим сегодня мы.

Питаясь от одного источника, каждый из нас проходит свой уникальный путь веры. И Христос для нас общий, и в то же время с каждым Он хочет иметь глубоко-личные отношения, где повторений быть не может. Будем же верить, что Господь, изменивший жизнь апостолов, имеет силу нас очистить и преобразить!

СРЕДА, 30 ИЮНЯ

 

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Быт 21, 5. 8-20

Чтение книги Бытия.

Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди. И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается над её сыном, Исааком, и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына её; ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всём, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса её, ибо в Исааке наречётся тебе семя. И от сына рабыни Я произведу великий народ, потому что он семя твоё. Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил её. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии. И не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом. И пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села против, и подняла вопль, и плакала. И услышал Бог голос отрока; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится. Встань, подними отрока, и возьми его за руку; ибо Я произведу от него великий народ. И Бог открыл глаза её, и она увидела колодец с водою, и пошла, наполнила мех водою, и напоила отрока. И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне; и сделался стрелком из лука.

Слово Божие.

 

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 34(33)

Припев: Нищий воззвал, и Господь услышал.

Сей нищий воззвал, — и Господь услышал, *
и спас его от всех бед его.
Ангел Господень ополчается *
вокруг боящихся Его и избавляет их.

Припев: Нищий воззвал, и Господь услышал.

Бойтесь Господа, святые Его; *
ибо нет скудости у боящихся Его.
Богатые бедствуют и терпят голод, *
а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.

Припев: Нищий воззвал, и Господь услышал.

Придите, дети, послушайте меня: *
страху Господню научу вас.
Хочет ли человек жить, *
и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?

Припев: Нищий воззвал, и Господь услышал.

 

ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 8, 28-34

+ Чтение святого Евангелия от Матфея.

В то время: Когда Иисус прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путём. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали, и, придя в город, рассказали обо всём, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошёл от пределов их.

 

«И увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их»

 

В сегодняшнем Евангелии мы видим, как бесы боятся Иисуса, потому что Он обладает абсолютной силой и властью. Он – Свет, который рассеивает самую непроглядную тьму.   Он изгоняет любое зло, которое может быть рядом с нами или даже в нас, и поэтому так важно сохранять веру и живое общение с Господом. Если мы находимся в Его присутствии, то наша жизнь всегда будет  освещена Его светом и благодатью.

«Бесноватые, вышедшие из гробов» ... Мы можем увидеть, до чего может дойти человек, если он отрицает Бога, упорствует во грехе, продолжает идти путем тьмы и духовной смерти… Такой человек в итоге сам себя отрезает от жизни и созидания, отрывает себя от Бога, становится биороботом.

В  доме его души, в его сердце нет Бога, и в итоге это место пытается занять кто-то другой.

Следует также отметить, что  бесноватые были «весьма свирепые».  Человек без любви Бога становится пустым,  агрессивным, и на самом деле очень страдает.

Человек, отдалившийся от Бога по каким-либо причинам, сам может почувствовать, что его душа постепенно начинает умирать. Правда, тут, возможно, зависит и от индивидуальной чувствительности, ведь иногда кажется, что кто-то не чувствует вообще.

Нашей душе нужно общение с Господом, общение с другими людьми («Плохо человеку быть одному»). Господь нас призывает к активной деятельности и участию в творении этого мира, как сам Он сотворил нас по своему образу и подобию. Мы должны жить, а не пребывать в «мертвом состоянии», а такое иногда и случается, понимать свое состояние и всегда стараться вернуться к Господу в Его благодать.

В конце чтения мы видим, что в итоге жители города попросили Иисуса отойти «от пределов их».  К сожалению, иногда люди не хотят жить в свете, ведь тогда придется поменять свою жизнь, а не всем этого хочется.. Человек смотрит в перспективе ближайшего будущего, Господь смотрит в перспективе вечности. Но жизнь человека проходит быстро, а грех, который в определенный момент казался мелочью, в итоге всегда будет перед глазами того, кто его совершил («И грех мой всегда предо мною» (Пс: 50, 5).  Но для истинно раскаявшегося даже грех обернется во благо, так как постоянно будет напоминать ему, из какой пропасти спас его Господь.

Будем ж жить всегда в присутствии Бога и Его благодати! 

ЧЕТВЕРГ, 1 ИЮЛЯ

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Быт 22, 1-19

Чтение книги Бытия.

В те дни: Бог искушал Авраама, и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошёл на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвёл очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом; а я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова, и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простёр Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока, и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвёл Авраам очи свои, и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна, и принёс его во всесожжение вместо сына своего. И нарёк Авраам имя месту тому: Ягве-ире. Посему и ныне говорится: на горе Ягве усмотрится. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба, и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня: то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали, и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии.

 

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 116A(114)

Припев: Буду ходить пред лицом Господним.

Я радуюсь, что Господь услышал *
голос мой, моление моё,
приклонил ко мне ухо Своё; *
и потому буду призывать Его во все дни мои.

Припев: Буду ходить пред лицом Господним.

Объяли меня болезни смертные, †
муки адские постигли меня; *
я встретил тесноту и скорбь.
Тогда призвал я имя Господне: *
Господи! избавь душу мою.

Припев: Буду ходить пред лицом Господним.

Милостив Господь и праведен, *
и милосерд Бог наш.
Хранит Господь простодушных: *
я изнемог, и Он помог мне.

Припев: Буду ходить пред лицом Господним.

Ты избавил душу мою от смерти, †
очи мои от слёз *
и ноги мои от преткновения.
Буду ходить пред лицом Господним *
на земле живых.

Припев: Буду ходить пред лицом Господним.

 

ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 9, 1-8

+ Чтение святого Евангелия от Матфея.

В то время: Иисус, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя веру их, Иисус сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: «прощаются тебе грехи», или сказать: «встань и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошёл в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

 

«Не поднимай руки твоей на отрока»

 

             В первом сегодняшнем чтении Бог испытывает Авраама: он просит  его принести в жертву воего сына Исаака и тем доказать свою любовь Богу. Нам сегодняшним достаточно трудно принять обстоятельства этой истории. Нам страшно и непонятно, как Бог может потребовать от своего верного такую страшную вещь, и также непонятно нам, как  Авраам может согласиться на такое доказательство своей любви к Богу.

            Можно вспомнить, что древние иудеи жили в мире, где у некоторых народов еще приносились человеческие жертвы, а эта история как раз свидетельство того, что иудеи, постигшие истинного Бога, от жертв отказались (Бог ведь не дал убить Исаака).  Можно вспомнить и о том, что в далекие  ветхозаветные времена дети умирали достаточно часто от болезней, и жизнь ребенка  казалась чем-то очень хрупким и ненадежным: шансов, что он выживет, было не так много.  Но это все соображения исторического плана, они скорее отдаляют нас от Библии, а не приближают к ней.

            В истории Авраама и Исаака на первом плане доверие Авраама к Богу. Мы можем сколько угодно думать, что случилось бы, если бы  Ангел не остановил руку Авраама, но это наши земные, человеческие размышления. А Авраам знает точно: Бог не хочет ничего, чтобы не было, в конечном счете, во благо Аврааму. Авраам безоговорочно доверяется Божьей воле: есть Бог, есть любовь Авраама к Богу, и этой любви можно довериться.

В нашей жизни воля Божья действует постоянно. Но не всегда то, что хочет  от нас Бог, нам понятно и приятно. Частенько подчиниться Божьей  воле означает страдать, испытывать душевную боль здесь и сейчас… Но только Бог знает, зачем нам эти страдания сейчас, каков наш путь, куда мы придем и как важны для конечной цели нашего пути сиюминутные беды и боль. Если мы доверимся Богу как Авраам, мы не избавимся от  боли и страданий, но мы будем уверены, что впереди некая цель, определенная Богом для каждого из нас, а значит, все, что происходит с нами сейчас, не напрасно и имеет свой высший смысл.

ПЯТНИЦА, 2 ИЮЛЯ  

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Быт 23, 1-4. 19; 24, 1-8. 62-67

Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной. И умерла Сарра в Кириаф-Арбе, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. И пришёл Авраам рыдать по Сарре и оплакивать её. И отошёл Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хетовым, и сказал: я у вас пришелец и поселенец; дайте мне в собственность место для гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих. После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем. И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под бедро моё, и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмёшь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу; но пойдёшь в землю мою, на родину мою, и возьмёшь оттуда жену сыну моему Исааку. Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю; должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел? Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда. Господь, Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: «потомству твоему дам сию землю» — Он пошлёт Ангела Своего пред тобою, и ты возьмёшь жену сыну моему оттуда. Если же не захочет женщина идти с тобою, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда. А Исаак пришёл из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной. При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить; и возвёл очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идёт по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало, и покрылась. Раб же сказал Исааку всё, что сделал. И ввёл её Исаак в шатёр Сарры, матери своей; и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил её; и утешился Исаак в печали по матери своей.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 106(105)

Припев: Славьте Господа вовек, милость Его вечна.

Славьте Господа, ибо Он благ, *
ибо вовек милость Его.
Кто изречёт могущество Господа, *
возвестит все хвалы Его?

Припев: Славьте Господа вовек, милость Его вечна.

Блаженны хранящие суд *
и творящие правду во всякое время!
Вспомни о мне, Господи, *
в благоволении к народу Твоему.

Припев: Славьте Господа вовек, милость Его вечна.

Посети меня спасением Твоим, *
дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих,
веселиться веселием народа Твоего, *
хвалиться с наследием Твоим.

Припев: Славьте Господа вовек, милость Его вечна.

ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 9, 9-13

В то время: Проходя, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьёт с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию.

«не здоровые имеют нужду во враче, но больные»

В сегодняшнем Евангелии Иисус призывает мытаря Матфея, а потом есть и пьет с мытарями и грешниками. Фарисеи недовольны, и с какой-то стороны их можно понять. «Блажен муж, который не идет на совет нечестивых» - говорит псалом ( Пс 1).

Ошибка фарисеев не в самом принципе, а в том, что они за принципом не видят Того, кто имеет власть простить и исцелить. Да, далеко не всякий может сидеть за одним столом с мытарями и не стать их соучастником во грехе ( трапеза в древности – это знак некоторого единства, за трапезу не садились с кем угодно).  Но Иисус не вовлекается в общность мытарей, не вливается в их единство, а творит новую реальность тут же, за столом.  Его присутствие таково, что оно само по себе есть призыв к обращению. Он принимает их, и тем самым вытаскивает из той ничтожной жизни, которую они ведут.

А мы, можем ли позволить себе общество нечистых на руку людей, которые обижают и обирают других, как мытари?  Не всегда мы к этому готовы. По своей воле и из любопытства не стоит этого делать. Но Господь, проводивший ночи в молитве на горе, победивший искушения в пустыне, может дать нам достаточно любви и веры, когда это понадобиться. И не надо этого бояться. Человек – всегда больше, чем то, что мы видим. Господь разглядел и пробудил в Матфее апостола,  в робком Петре - опору для церкви, в гонителе Савле - миссионера . И если мы будем открытыми к Его Слову и постоянными  в молитве, мы можем с Его помощью тоже кое-что разглядеть.

СУББОТА, 3 ИЮНЯ

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Еф 2, 19-22

Братья: Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 117(116)

Припев: Миру проповедуйте Евангелие Божие.

Хвалите Господа, все народы, *
прославляйте Его, все племена.

Припев: Миру проповедуйте Евангелие Божие.

Ибо велика милость Его к нам, *
и истина Господня пребывает вовек.

Припев: Миру проповедуйте Евангелие Божие.

ЕВАНГЕЛИЕ
Ин 20, 24-29

Фома, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

“подай руку твою и вложи в рёбра Мои”

Апостол Фома, наряду с Марией Магдалиной – одна из самых известных жертв «народной молвы», создающей стереотипы, не имеющие ничего общего с реальностью. И если Магдалину почему-то многие считают раскаявшейся блудницей (хотя в Евангелии об этом – ни слова), то за Фомой прочно закрепился эпитет «неверующий». Так ли это?

     К словам апостолов о Воскресении он относится настороженно – он доверяет только своему опыту. С точки зрения высокой мистики этот опыт ограничен и основан  на чувственном восприятии: Фома готов верить лишь тому, что может видеть и осязать. Ему мало «визуального эффекта», он должен дотронуться до ран Учителя и убедиться в их подлинности.  Но хотя Иисус и говорит, что «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29 ), Он относится ко всему происходящему с Фомой с огромным уважением и Сам призывает  дотронуться до Его  ран. Он ценит честность Фомы, четко сознающего границы своей веры, и воспринимает его  как человека, в чьих духовных поисках важен каждый этап. «Неверие» Фомы на деле оборачивается знаменитым признанием «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20, 28) Он решается принять то, что услышал в глубине души, увидев Иисуса, и это настоящий подвиг веры – вспомним, как долго другие апостолы принимали Его за привидение. Путь Фомы, история его отношений со Христом,  дает нам очень много. Подобно ему, мы часто предпочитаем голосу веры свой здравый смысл, но, как и он, можем сделать выбор в пользу того, что говорит Святой Дух. Иисус дает нам шанс познать Его на любом этапе нашего духовного развития, и рамки нашего опыта тесны только в глазах других.  Нам осталось только, как Фоме, поверить самим себе, поверить в то, что Господь действительно хочет, чтобы мы – такие, как есть – смогли к Нему прикоснуться.       

Russian