Живое Слово

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 9 августа

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

3 Цар (1 Reg) 19, 9a. 11-13

В те дни: Пришёл Илия к горе Божией Хорив. И вошёл он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: выйди и стань на горе пред лицом Господним. И вот, Господь пройдёт, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь; но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра, и там Господь. Услышав сие, Илия закрыл лицо своё овечьей шкурой своею, и вышел, и стал у входа в пещеру.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ

Пс 85

Послушаю, что скажет Господь Бог. *

Он скажет мир народу Своему и избранным Своим.

Так, близко к боящимся Его спасение Его, *

чтобы обитала слава в земле нашей!

Милость и истина сретятся, *

правда и мир облобызаются.

Истина возникнет из земли, *

и правда приникнет с небес.

И Господь даст благо, *

и земля наша даст плод свой.

Правда пойдёт пред Ним *

и поставит на путь стопы свои.

ЕВАНГЕЛИЕ

Мф 14, 22-33

После насыщения народа, тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошёл на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и её било волнами; потому что ветер был встречный. В четвёртую же стражу ночи пошёл к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак. И от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Пётр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Пётр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу. Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простёр руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

Господь хочет нас сегодня привести к тому, чтобы обнаруживать Его в любых обстоятельствах.

Мы можем открыть Его присутствие в веянии тихого ветра (3 Цар 19:12), либо обнаружить Его идущим к нам по бурной воде (Мф 14:25). “Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим» (Пс 84:9). Цель Господа - принести нам мир, дать покой нашему сердцу, чтобы мы чувствовали себя в безопасности и были свободными. 

Осуществляя это намерение, Господь не пытается дать нам лёгкий путь, без препятствий и всяких мелких или крупных сложностей. У всех нас есть проблемы, маленькие или большие, но они могут превращаться в точку встречи с Господом. Море в Библии носит значение зыбкости, бесконтрольности, зла. Иисус понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться на другую сторону озера. Когда Иисус пришёл к ним, уже была четвертая стража ночи. Они думали, что Он призрак, и настолько испугались, что начали кричать.

Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это я, не бойтесь. Иногда мы думаем, что вокруг столько проблем, что невозможно вести религиозный образ жизни, что когда сложности везде, на самом деле невозможно поступать по-христиански, потому что это нереально. И кричим от страха оттого, что призваны поступать по-христиански.

Именно такие моменты являются хорошими моментами для молитвы. Господь не оставляет, и поэтому иногда отправляет нас прежде «в другую сторону» (как понудил учеников после умножения хлебов), но опять приближается к нам и обращает к нам Свое слово. 

Петр является примером спонтанности в отношениях с Господом: Господи! Если это Ты, повели мне придти к тебе по воде. Несмотря на те сложности среди которых мы находимся, мы в праве кричать Господу, как Пётр, призвать нас совершить Его дела, поступать, как Он поступает: для этого мы и родились, и крестились. Он с радостью нас призовет, как Петра; и если вдруг мы начнем тонуть, сможем снова позвать Его, ибо Он там, чтобы нас спасти. Но как хорошо идти к Нему без сомнений и действовать с Ним в постоянном доверии!

 

ПОНЕДЕЛЬНИК, 10 августа

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

2 Кор 9, 6-10

Братья: Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всём имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: «расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век». Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ

Пс 112

Блажен муж, боящийся Господа *

и крепко любящий заповеди Его.

Сильно будет на земле семя его; *

род правых благословится.

Добрый человек милует и взаймы даёт; *

он даст твёрдость словам своим на суде.

Он вовек не поколеблется; *

в вечной памяти будет праведник.

Не убоится худой молвы; *

сердце его твёрдо, уповая на Господа.

Утверждено сердце его; он не убоится, *

когда посмотрит на врагов своих.

Он расточил, раздал нищим;

правда его пребывает во веки; *

рог его вознесётся во славе.

ЕВАНГЕЛИЕ

Ин 12, 24-26

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

Сегодняшние чтения говорят нам о щедрости.  Щедрости в отдавании  не только чего-либо материального, но также самих себя.  Нам страшно читать, что говорит Иисус. «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную…». Сразу нам кажется, что нас призывают жить в ущерб себе.

Нет, Христос ни в коем случае не призывает нас к этому.  Мы, как и любого другого человека, должны любить себя.

Как  возможно любить себя и не стать при этом заядлым эгоистом?  Самая первая и самая главная заповедь, которую даёт нам Господь Иисус Христос, повторяет и подчёркивает, говорит нам о том, что… «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим (Мф 22:37-40)  Если мы ставим Господа на первое место, наш эгоизм отпадает сам по себе. Наше «я» требует постоянно, чтобы нас любили. Особенно сейчас люди живут, испытывая дефицит любви, но сами при этом и не стремятся любить. Мы жадно хотим и ищем любые возможности удовлетворить нашу потребность в получении этой любви. В итоге каждый зацикливается лишь на самом себе. И мы не хотим делиться и отдавать что-то от самих себя. Мы так зависим от нашего «я», что «потеряв» его,  боимся стать несчастливыми. 

В общении же  с Господом мы получаем совершенную любовь. Он дает нам силы отдавать её другим, и не требовать ничего взамен, потому что Господь есть истинный источник любви, благодаря которому наше сердце может наполниться до конца. 

Дорогие браться и сестры, направим наш взор на Господа и с упованием призовем Его в нашу жизнь, чтобы мы могли делиться любовью с другими, и таким образом помогли Господу в деле спасения каждого человека. 

 

ВТОРНИК, 11 августа

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Иез 2, 8 — 3, 4

Так говорит Господь: Сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе. И увидел я, и вот, рука простёрта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нём: «плач, и стон, и горе». И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву. Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток И сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твоё и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе. И я съел, и было в устах моих сладко, как мёд. И Он сказал мне: сын человеческий! встань и иди к дому Израилеву, и говори им Моими словами.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ

Пс 119

На пути откровений Твоих я радуюсь, *

как во всяком богатстве.

Откровения Твои — утешение моё, *

и уставы Твои — советники мои.

Закон уст Твоих для меня лучше *

тысяч золота и серебра.

Как сладки гортани моей слова Твои! *

лучше мёда устам моим.

Откровения Твои я принял, как наследие на веки; *

ибо они веселие сердца моего.

Открываю уста мои, и вздыхаю; *

ибо заповедей Твоих жажду.

ЕВАНГЕЛИЕ

Мф 18, 1-5. 10. 12-14

В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном. И кто примет одно такое дитя во имя Моё, тот Меня принимает. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего небесного. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся? И если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так нет воли Отца вашего небесного, чтобы погиб один из малых сих.

Слова первого чтения сегодня кажутся нам дикими: как так съесть свиток? Однако образ поедания в Священном Писании означает усваивание, принятие. Пророк, поедая свиток с надписью “плач, и стон, и горе”, принимает божественную волю. “Напитать чрево свое и наполнить внутренность свою” этим свитком - означает не просто слушаться приказов, как раб подчиняется господину. Это значит - сделать божественную волю своей собственной, чтобы не подчиняться Богу через силу, а самому хотеть того же, чего хочет Бог. Человек, по своей природе наделенный свободой, не может долго подчиняться внешним повелениям, если они чужды ему самому. Нам следует впустить Бога в себя настолько, чтобы самим хотеть исполнять Его волю и Его заповеди. И тогда любая Его воля будет нам сладка, как мед. 

В состоянии такой открытости и готовности к принятию пребывают дети, о которых говорит Господь в сегодняшнем втором чтении. Взрослым, действительно, стоит поучиться тому, с какой готовностью дети способны принимать окружающую реальность. А реальность - это и есть Бог. 

Что касается притчи о заблудшей овце, то в ней обрисовывается важнейший принцип, важнейшее свойство нашего Бога, которое может служить универсальным критерием при распознавании добра и зла, истинного и ложного. Для Бога всегда важнее единица, а не множество; частное, а не всеобщее; человек, а не государство, и так далее. Верно утверждение, что сатана ненавидит всех, а Бог любит - каждого. Причем каждого - больше всех. Как так может быть? “Человекам это невозможно, Богу же все возможно” (Мф 119:26).

 

СРЕДА, 12 августа

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Иез 9, 1-7; 10, 18-22

И возгласил Господь в уши мои великим гласом, говоря: пусть приблизятся каратели города, каждый со своим губительным орудием в руке своей. И вот, шесть человек идут от верхних ворот, обращённых к северу, и у каждого в руке губительное орудие его, и между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца. И пришли и стали подле медного жертвенника. И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите: старика, юношу и девицу, и младенца и жён бейте до смерти; но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего. И начали они с тех старейшин, которые были перед домом. И сказал им: оскверните дом, и наполните дворы убитыми, и выйдите. И вышли, и стали убивать в городе. И отошла слава Господня от порога дома и стала над Херувимами. И подняли Херувимы крылья свои, и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колёса подле них; и стали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава Бога Израилева вверху над ними. Это были те же животные, которых видел я в подножии Бога Израилева при реке Ховаре. И я узнал, что это Херувимы. У каждого по четыре лица, и у каждого по четыре крыла, и под крыльями их подобие рук человеческих. А подобие лиц их то же, какие лица видел я при реке Ховаре, — и вид их, и сами они. Каждый шёл прямо в ту сторону, которая была перед лицом его.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ

Пс 113

Хвалите, рабы Господни, *

хвалите имя Господне.

Да будет имя Господне благословенно *

отныне и вовек.

От восхода солнца до запада *

да будет прославляемо имя Господне.

Высок над всеми народами Господь; *

над небесами слава Его.

Кто — как Господь, Бог наш, *

Который, обитая на высоте,

приклоняется, *

чтобы призирать на небо и на землю?

ЕВАНГЕЛИЕ

Мф 18, 15-20

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них.

В первом чтении из книги пророка Иезекииля мы видим Божий суд над людьми. Перед нами предстает жуткая картина: каратели, посланные Богом, убивают всех, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей. Они  не трогают только тех , кто скорбел о своих беззакониях, чье сердце сокрушалось. Они оставляют в живых тех, для которых зло не стало нормой.

И в этом чтении мы видим ответ на многие вопросы, которые ставит перед верующим человеком современное общество. Да, мы далеко не всегда хоть как-то можем повлиять на те беззакония и преступления, которые видим, но позволяем ли мы этим преступлениям становиться  для нас нормой? А может, мы сами участвуем в этих преступлениях? Мол, все так живут, и я тоже буду, «с волками жить — по-волчьи выть». Становимся ли и мы преступниками? Где находится наше сердце, на стороне добра или зла?

Часто мы можем видеть безнаказанность преступного поведения. Преступники могут жить вполне себе припеваючи. Кажется даже, что все сходит им с рук.

Всё это так, но только в очень короткий миг земной жизни по сравнению с Вечностью, в которой на самом деле мы живём. Войдем ли мы в Вечность присутствия Божией Любви или нас ждёт участь преступников? Это зависит от нас.

В Евангелии от Матфея мы видим продолжение темы нашего отношения к тому, что происходит вокруг нас: «если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его». Мы призваны быть Светом, возвещать истину в этом мире. Да, конечно, далеко не всегда нас могут услышать, а иногда наш голос могут даже заглушать. 

«Если же не послушает.., то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф 18: 7). Опять мы видим ясность Господа в отношении добра и зла. Наша задача оградить себя от зла, не общаться близко со злодеями, не называть их братьями, не становиться соучастниками зла, не садиться за стол с нечестивыми, даже если нам кажется, что мы можем изменить их.  Потому что мы тогда вступим с большой вероятностью в неравную схватку, так как мы сами еще недостаточно утверждены в святости. Даже сам Иисус посылал апостолов на проповедь по двое, чтобы они могли наставлять друг друга, указывать на ошибки и сохранять святость и благодать. 

 Казалось бы , как мы можем жить с такой позицией в современном мире? Как мы можем противостоять злу, сохранять святость? И вот ответ: Господь нам даёт Себя, Он с нами: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18: 20).


 

ЧЕТВЕРГ, 13 августа

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Иез 12, 1-12

И было ко мне слово Господне: сын человеческий! ты живёшь среди дома мятежного; у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слышать, а не слышат; потому что они — мятежный дом. Ты же, сын человеческий, изготовь себе нужное для переселения, и среди дня переселяйся перед глазами их, и переселяйся с места твоего в другое место, перед глазами их; может быть, они уразумеют, хотя — они дом мятежный; и вещи твои вынеси, как вещи, нужные при переселении, днём, перед глазами их, и сам выйди вечером перед глазами их, как выходят для переселения. Перед глазами их проломай себе отверстие в стене, и вынеси через него. Перед глазами их возьми ношу на плечо, впотьмах вынеси её, лицо твоё закрой, чтобы не видеть земли; ибо Я поставил тебя знамением дому Израилеву. И сделал я, как повелено было мне; вещи мои, как вещи, нужные при переселении, вынес днём, а вечером проломал себе рукою отверстие в стене, впотьмах вынес ношу и поднял на плечо перед глазами их. И было ко мне слово Господне поутру: сын человеческий! не говорил ли тебе дом Израилев, дом мятежный: «что ты делаешь?» Скажи им: так говорит Господь Бог: это — предвещание для начальствующего в Иерусалиме и для всего дома Израилева, который находится там. Скажи: я знамение для вас; что делаю я, то будет с ними, — в переселение, в плен пойдут они. И начальствующий, который среди них, впотьмах поднимет ношу на плечо и выйдет. Стену проломают, чтобы отправить его через неё; он закроет лицо своё, так что не увидит глазами земли сей.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ

Пс 78

Но они ещё искушали и огорчали Бога Всевышнего, *

и уставов его не сохраняли.

Отступали и изменяли, как отцы их; *

обращались назад, как неверный лук.

Огорчали Его высотами своими, *

и истуканами своими возбуждали ревность Его.

Услышал Бог, и воспламенился гневом, *

и сильно вознегодовал на Израиля.

И отдал в плен крепость Свою *

и славу Свою в руки врага.

И предал мечу народ Свой, *

и прогневался на наследие Своё.

ЕВАНГЕЛИЕ

Мф 18, 21 — 19, 1

В то время: Пётр приступил к Иисусу и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришёл в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною.

Сегодняшнее евангельское чтение как нельзя ярче показывает нам, в чем разница между нашим мирским представлением о справедливости и божественным. Мирская справедливость, в первую очередь, призвана наказать виноватого. Царь грозится  отобрать у несостоятельного должника его имущество. Тот просит отсрочки, получает ее и первое, что делает, пытается взыскать долг со своего должника. Очень разумный и справедливый поступок, он ведь находится под страхом наказания именно из-за того, что другой не вернул ему долг в срок. 

Но эта логика совершенно опрокидывается Иисусом, рассказывающим притчу. Он предлагает увидеть не цепочку проступок — справедливое наказание, а   последовательность милосердия: прощение  виноватого, который, в свою очередь,  простит того, кто виноват перед ним.

Нам бывает очень трудно принять необходимость прощения. Нам кажется, что любое неправильное деяние должно быть наказано по заслугам. Но что дает наказание, когда деяние уже совершилось? Легче ли горе близких, если наказали  убийцу человека, которого они оплакивают? Можно возразить, что наказание призвано предостеречь от злодеяний других. И вот тут мы как раз и сталкиваемся с ограниченностью нашего мирского взгляда на сущность человеческого сердца. Если бы страх наказания действительно мог отвратить людей от   злых дел, все они уже давным давно бы прекратились. Но, к сожалению, по тем или иным причинам, люди творят злодеяния, даже зная о неминуемости расплаты. 

Чтобы уменьшить количество зла на земле, нужно другое; нужно изменение, смягчение человеческого сердца. Эта долгая работа, которая не под силу самому человеку. На помощь приходит Господь, готовый терпеливо обучать нас милосердию и любви, и первое «домашнее задание», которое он дает, - научиться прощать до семижды семидесяти раз. Давайте попробуем, давайте помолимся Богу не о наказании злодеев (которых, к сожалению, немало на земле), а о том, чтобы  мы смогли понять, как важно научиться прощать.

    

 

ПЯТНИЦА, 14 августа

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Иез 16, 59-63

Так говорит Господь: Я поступлю с тобою, как поступила ты, презрев клятву нарушением союза. Но Я вспомню союз Мой с тобою во дни юности твоей, и восстановлю с тобою вечный союз. И ты вспомнишь о путях твоих, и будет стыдно тебе, когда станешь принимать к себе сестёр твоих, больших тебя, как и меньших тебя, и когда Я буду давать тебе их в дочерей, но не от твоего союза. Я восстановлю союз Мой с тобою, и узнаешь, что Я Господь, для того, чтобы ты помнила и стыдилась, и чтобы вперёд нельзя было тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе всё, что ты делала, говорит Господь Бог.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ

Ис 12

Вот, Бог — спасение моё: *

уповаю на Него, и не боюсь;

ибо Господь — сила моя, и пение моё — Господь; *

и Он был мне во спасение.

И в радости будете почерпать воду *

из источников спасения.

Славьте Господа, *

призывайте имя Его;

возвещайте в народах дела Его; *

напоминайте, что велико имя Его.

Пойте Господу, ибо Он соделал великое; *

да знают это по всей земле.

Веселись и радуйся, жительница Сиона: *

ибо велик посреди тебя Святой Израилев.

ЕВАНГЕЛИЕ

Мф 19, 3-12

В то время: И приступили к Иисусу фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с жёнами вашими; а сначала не было так. Но Я говорю вам: кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведённой прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано. Ибо есть скопцы, которые из чрева материнского родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Сегодня Иисус говорит нам об ответственности, которую несет в себе идея брака: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает».  Современный мир переживает кризис ответственности во всех сферах. Но и в патриархальном обществе, где жена всегда материально зависима от мужа, и считается чуть ли не его собственностью, Иисус напоминает о сути брака: по таинственному замыслу Бога двое становятся  как бы чем-то единым,  «единой плотью», и делят друг с другом жизнь  в большом и в малом. Нельзя, изменяя супругу, оставаться ему верным «в душе».  Любовь без верности – больная, неполная.

Как невозможно верить и не молиться, нельзя любить и изменять. Не потому, что мы нарушаем запрет, а потому, что многие нравственные заповеди, идущие из древности, имеют корни в нашей природе. Нарушая их, мы наносим вред себе и тем, с кем мы глубоко связаны…

В чем-то человечество стало более взрослым, свободным. Люди выбирают спутника жизни сами, а не по воле родителей, и это должен быть выбор любви. Но в то же время, наше «взрослое» человечество пугается своей свободы. Владея энергией и электричеством, мы не можем взять на себя ответственность за слово, не хотим учиться и расти в понимании друг друга, доверии… Можно сказать, что смысл брака до сих пор еще до конца не раскрыт в человеческом опыте. Тем более это можно сказать о монашестве. Оно не должно исходить из природных ограничений или других подобных причин. Если девушка идет в монастырь просто потому, что у нее «не сложилось», она может начать  вымещать свое поражение на других, озлобиться. Призвание к монашеству дается Богом. Это не «замещение» брака, а особый ответ человека на любовь Бога, который дается раз и навсегда. И сегодня Господь, который остается верным себе всегда, через все века  призывает нас к верности.

 

СУББОТА, 15 августа

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Откр 11, 19a; 12, 1. 3-6a. 10ab

И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его. И явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать её младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя её к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ

Пс 45

Дочери царей *

между почётными у Тебя;

стала царица одесную Тебя *

в Офирском золоте.

Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твоё, *

и забудь народ твой и дом отца твоего.

И возжелает Царь красоты твоей; *

ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему.

Вся слава дщери Царя внутри; *

одежда её шита золотом.

В расшитой одежде ведётся она к Царю; *

за нею ведутся к Тебе девы, подруги её.

Приводятся с весельем и ликованием, *

входят в чертог Царя.

Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; *

Ты поставишь их князьями по всей земле.

ЕВАНГЕЛИЕ

Лк 1, 39-56

Встав Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин. И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между жёнами и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный; и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его. Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознёс смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем. Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. Пребыла же Мария с нею около трёх месяцев и возвратилась в дом Свой.

Сегодня, в праздник Успения Богородицы, мы читаем тексты эсхатологического содержания. Жена, облеченная в солнце, из книги Апокалипсиса  - один из самых известных образов небесного торжества Марии, основа иконографии Ее Непорочного зачатия. Этот триумф – итог сложного пути, на котором Она пережила самое страшное событие для женщины – смерть Сына у нее на глазах.  Очень многое в жизни Марии не затронуто в Писании. Три года одиночества после ухода Иисуса из родного дома, жизнь после Его воскресения, да и момент ухода – все это либо вообще не известно, либо описано в апокрифических источниках, где реальность сложно переплетена с мифологией.  Мы знаем только одно – Ей никогда не было легко. Но при этом вся Ее жизнь озарена откровением, которое она получила в момент встречи с Елизаветой: «Сотворил Мне величие Сильный» (Лк 1, 49).  Бедная девушка из глухой провинции в сложнейшей ситуации (каково в ту эпоху быть беременной без мужа!) вдруг понимает, что Ее жизнь становится пространством великих событий, и что Она находится в любви Бога.  Понимать и принимать эту любовь – глубоко сокровенное событие, которое человек переживает в душе, а в повседневной жизни оно часто скрыто за тяжелыми испытаниями.  И опыт Марии ценен для нас именно верой в любовь Отца, которую Она смогла сохранить, вопреки пережитой Ею жизненной трагедии.  Мы не знаем точно, какими были Ее последние часы на земле:  многое, что написано в апокрифах – в большей степени продукт нашей веры, а не свидетельства очевидцев.  Но убеждение в том, что Иисус вознес Свою Матерь на небеса и в Ее лице показал нам наше эсхатологическое будущее – великая истина, данная Церкви Святым Духом, весть о том, что для любящих Бога нет смерти, и что там, где сейчас находится Она, нас ждет такое же, как  у Нее,  призвание помогать тем, кто остался на земле. 

 

Russian