Живое Слово

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4 ДЕКАБРЯ   

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Ис 11, 1-10

В тот день: И произойдёт отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастёт от корня его; и почиет на нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьёт нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бёдр Его — истина. Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 72(71)

Припев: Во дни Господни праведник цветёт.

Боже! даруй царю Твой суд *
и сыну царя Твою правду,
да судит праведно людей Твоих *
и нищих Твоих на суде.

Припев: Во дни Господни праведник цветёт.

Во дни его процветёт праведник, *
и будет обилие мира, доколе не престанет луна.
Он будет обладать от моря до моря *
и от реки до концов земли.

Припев: Во дни Господни праведник цветёт.

Ибо он избавит нищего, вопиющего, *
и угнетённого, у которого нет помощника.
Будет милосерд к нищему и убогому, *
и души убогих спасёт.

Припев: Во дни Господни праведник цветёт.

Будет имя его благословенно вовек; *
доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его.
И благословятся в нём все племена земные, *
все народы ублажат его.

Припев: Во дни Господни праведник цветёт.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
Рим 15, 4-9

Братья: Всё, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: «за то буду славить Тебя, Господи, между язычниками, и буду петь имени Твоему».

ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 3, 1-12

В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мёд. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему, и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: отродье змеиное! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния; и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние; но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым.

«Приготовьте путь Господу»

«Приготовьте путь Господу» - говорит Иоанн Креститель. Он строго обличает фарисеев, которые полагаются на свое происхождение. И нас тоже не спасет ни принадлежность к церкви, ни факт крещения, если мы не признаем свою нужду в обращении. Но  приготовить путь Господу – не значит, только очиститься. Это значит, расположить свое сердце так, чтобы Он мог любить, жить, действовать через нас. Иоанн не возгордился своим аскетизмом, не успокоился в своей праведности. Из пустыни он вышел навстречу людям, тем самым, к которым придет Иисус. Эти люди разные, часто, грешные и слабые.

Господь хочет не оградить нас от всего, но дать нам Свое сердце. Иногда мы мечтаем, чтобы насилие и злоба, которых так много в мире, оказалось сном. Но есть и зло внутреннее: это не нормально, когда, чтобы выжить или быть успешным, мы хотим занять место другого.  Но также неестественно, когда мы ищем спасения только для себя. Все это – корни зла, которое мы видим вокруг. И нужно уходить в «пустыню» молитвы, чтобы стать ближе к Господу и Его замыслу.

Царство Божие, это царство, где никто не делает зла и вреда, где все наполнено «ведением Божьим».  Это мир, который живет и дышит любовью Бога, а не своим эгоизмом. Это творение, которому не нужно убивать, чтобы жить. Маленький ребенок не знает, что змея может укусить, и кладет руку на ее гнездо. Он верит, что мир добрый. И все творение в преображенном мире отвечает на доверие человека- ребенка, ответным доверием.

Чтобы посеять ростки Царства Небесного уже в этой жизни, не нужно быть сверхчеловеком. Смысл всех ограничений и постов -  довериться Богу безусловно, как ребенок, и быть постоянными в этом доверии. Каждому из нас предстоит решающая битва со злом, исказившим мир. И, если мы доверимся Христу, мы приобщимся Его победе.

Что мешает мне доверять Богу? Как я могу приготовить для Него свое сердце?

ПОНЕДЕЛЬНИК, 5 ДЕКАБРЯ  

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Ис 35, 1-10

Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветёт как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки, и утвердите колени дрожащие; скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придёт отмщение, воздаяние Божие; Он придёт и спасёт вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. И будет там большая дорога, и путь по ней назовётся путём святым; нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путём, даже и неопытные, не заблудятся. Льва не будет там, и хищный зверь не взойдёт на него; его не найдётся там, а будут ходить искупленные. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 85(84)

Припев: Вот Господь грядёт чтобы нас спасти.

Послушаю, что скажет Господь Бог. *
Он скажет мир народу Своему и избранным Своим.
Так, близко к боящимся Его спасение Его, *
чтобы обитала слава в земле нашей!

Припев: Вот Господь грядёт чтобы нас спасти.

Милость и истина сретятся, *
правда и мир облобызаются.
Истина возникнет из земли, *
и правда приникнет с небес.

Припев: Вот Господь грядёт чтобы нас спасти.

И Господь даст благо, *
и земля наша даст плод свой.
Правда пойдёт пред Ним *
и поставит на путь стопы свои.

Припев: Вот Господь грядёт чтобы нас спасти.

ЕВАНГЕЛИЕ
Лк 5, 17-26

В один день, когда Иисус учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, — вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом. И, не найдя, где пронести его, за многолюдством, влезли на верх дома, и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче сказать: «прощаются тебе грехи твои»? или сказать: «встань и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И Он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошёл в дом свой, славя Бога. И ужас объял всех; и славили Бога, и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.

«И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои»

      Адвент – это время, когда мы ждем  не только прихода Бога на землю, но и собственного преображения. «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис. 35, 5-6).  Мы здоровы физически, но постоянно нуждаемся в исцелении от духовной слепоты и глухоты, и часто оказываемся немыми от бессилия перед страданием или несправедливостью.  Пустив Иисуса в свою жизнь, мы получаем огромный дар смотреть на мир Его глазами и слышать Его призыв через внешние обстоятельства и встречи с людьми.  Но и в ситуации с физической болезнью Иисус идет дальше, чем исцеление телесного недуга.  «Прощаются тебе грехи твои» (Лк. 5, 20) – это первые слова, которые слышит от Него расслабленный.  Возможно, даже в глазах своих друзей этот человек –  несчастный паралитик, проблемы которого лишь в том, что он не может ходить. Но для Иисуса он целостная личность, чья душа страдает не меньше тела. Он видит его сложное прошлое, ошибки и заблуждения,  и как следствие – возможно, депрессию, усиленную  физической состоянием. И Он не просто исцеляет, а преображает больного, давая ему не только силы и энергию (он может идти и нести свою постель), но и волю к обращению, как правило, парализованную у тяжело больных людей – «И пошел в дом свой, славя Бога» (Лк. 5, 25).

      В истории с исцелением расслабленного огромную роль сыграли его друзья - они даже разобрали крышу, чтобы он оказался прямо перед глазами Господа. Их поведение – метафора великих возможностей нашей молитвы. И сегодняшнее Евангелие напоминает о том, что мы можем молиться еще за тех, у кого на это нет сил, кому  некогда, кто не видит в этом необходимости. За детей, которых  в воскресенье  вместо службы отправляют к репетитору.  За их родителей, считающих, что «нечего по церквям бегать», если в жизни все нормально. За тех, у кого «Бог в душе». За любителей ставить свечки, считающих исповедь и причастие  «фанатизмом». За отказавшихся от веры из-за того, что в мире много зла. Одним словом – за «расслабленных», которых мы своей молитвой можем поставить перед Богом, хотя это и нелегко – придется «разобрать крышу», преодолевая безразличие, а порой иронию и даже  неприязнь к этим людям.  Но Иисус простил грехи больного по вере его друзей.  Можем ли мы представить гигантский потенциал чудес, которые могут случиться по нашей вере? 

Russian