Понедельник, 19 июня

2 Кор 6, 1-10; Пс 98; Мф 5, 38-42
 
Братья: Мы, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: «во время благоприятное Я услышал тебя, и в день спасения помог тебе». Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Мы никому ни в чём не полагаем преткновения, чтобы не было порицаемо служение; но во всём являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. 2 Кор 6, 1-10
 
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 98
Припев: Господь явил спасение по милости Своей.
Воспойте Господу новую песнь; *
ибо Он сотворил чудеса.
Его десница и святая мышца Его *
доставили Ему победу.
Припев: Господь явил спасение по милости Своей.
Явил Господь спасение Своё, *
открыл пред очами народов правду Свою.
Вспомнил Он милость Свою *
и верность Свою к дому Израилеву.
Припев: Господь явил спасение по милости Своей.
Все концы земли увидели *
спасение Бога нашего.
Восклицайте Господу, вся земля; *
торжествуйте, веселитесь и пойте.
Припев: Господь явил спасение по милости Своей.
 
В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Мф 5, 38-42
 
«не противься злому»
 
Сегодняшний евангельский отрывок породил множество споров, лег в основу учения Льва Толстого о непротивлении, и в то же время вызывает протест и несогласие многих. Что это—несбыточная утопия, или призыв безропотно повиноваться злой силе? Точно не второе. Эти слова говорит тот же самый Иисус, который призывает не бояться убивающих тело, который обвиняет фарисеев в лицемерии и изгоняет торгующих из храма... Что же значат слова: «кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду»? Сам Иисус жестко обличал фарисеев за то, что они накладывают на людей «бремена неудобоносимые», к которым сами не готовы и прикоснуться ( см. Мф 23, 4).
Значит, речь не о безразличии к несправедливости, не о пассивности, а о чем-то другом. Иисус зовет нас на высшую ступень, где любовь творит чудеса сама по себе, где она заменяет справедливость.
Если мы будем исполнять Его заповедь «о щеке» механически, мы будем потворствовать своей трусости и лени. Более того, вымученная жертва приводит к озлоблению. Но Иисус хочет другого.
Он хочет, чтобы мы понимали, в чем наше спасение и счастье. Оно—в том, чтобы превзойти самих себя, подняться над собой во имя любви.
Но зачем же он требует невозможного? Ведь мы не всегда способны благодарить и тех, кто делает нам добро. Как же мы можем любить человека наглого и жестокого? Да, конечно, начинать надо с малого, младенец не может сразу встать и побежать, и вся человеческая цивилизация не может сегодня отвергнуть пути насилия. Но мы не должны прославлять и оправдывать войну и насилие, мы не имеем права считать их нормой и благом. Норма—это то, что указал нам Господь. И идти надо в этом направлении—в направлении любви, прощения и жертвы. Сам Иисус, обличая зло, никогда не карал и не мстил, а дал Себя распять. И если мы пойдем за Ним, Он обещает нам Свою поддержку. Не будем забывать Его слова: «Невозможное человеку, возможно Богу»( МФ 19, 26)
 
 
Russian