Понедельник, 22 апреля

Деян 2, 14. 22-32; Пс 16; Мф 28, 8-15

В день Пятидесятницы, Пётр, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил: Мужи Иудейские и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим. Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определённому совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти: потому что ей невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нём: «видел я пред собою Господа всегда; ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании; ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни; Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим». Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Деян 2, 14. 22-32

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 16

Припев: Храни меня, Боже, в Тебе моя надежда.

Храни меня, Боже; ибо я на Тебя уповаю. *
Я сказал Господу: Ты Господь мой.
Господь есть часть наследия моего и чаши моей. *
Ты держишь жребий мой.

Благословлю Господа, вразумившего меня; *
даже и ночью учит меня внутренность моя.
Всегда видел я пред собою Господа, *
ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.

Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; *
даже и плоть моя успокоится в уповании;
ибо Ты не оставишь души моей в аде *
и не дашь святому Твоему увидеть тление.

Ты укажешь мне путь жизни: †
полнота радостей пред лицом Твоим, *
блаженство в деснице Твоей вовек.

В то время: Выйдя поспешно из гроба, женщины со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Иисуса. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всём бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали. И, если слух об этом дойдёт до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня. Мф 28, 8-15

«Радуйтесь! Не бойтесь!»

 

В пасхальном евангельском  чтении мы видим два контрастных друг другу события, происходящих одновременно – встречу жен мироносиц с воскресшим Иисусом и совещание первосвященников со старейшинами:  веру и радость одних и суетливое интриганство других. Религиозная элита Израиля – прежде всего знатоки священных текстов, в которых есть множество намеков и отсылок на смерть и воскресение Мессии. Именно о них говорит в своей первой проповеди апостол Петр, которому после Пятидесятницы открывается глубинный смысл псалма, казавшегося известным и привычным. Но первосвященники глухи к голосу Духа, им даже в голову не приходит обратиться к Писанию и сопоставить прочитанное с жизненной реальностью. Главное для них – «слепить версию», придумать лживую байку, которая объясняла бы смысл случившегося «по-человечески». Впоследствии этим же путем шло немало критиков христианства ХХ века, утверждавших, в частности, что Воскресение Христа – плод галлюцинаций учеников, чья психика не выдержала потери Учителя. Или – что Иисус на кресте не умер, и «отлежавшись» в гробнице подался в Тибет.  Христианам эти идеи справедливо представляются забавными, но они не смешны, т.к. с позиций здравого смысла не лишены логики и способны вызывать доверие. Почему наш разум несостоятелен перед  тайной Воскресения? И почему она не открывается всем людям? По мере разворачивания истории ранней церкви вопросов становится все больше.  В чем смысл апостольской проповеди, если Евангелие Воскресения непонятно без воздействия Благодати, и веру нельзя передать человеческими усилиями?  Почему даже Церковь не в состоянии все понять адекватно и столетиями мучилась от болезненных дискуссий по поводу  личностной сущности Иисуса и событий Его жизни?  Уже жены-мироносицы, видевшие Иисуса и обнимавшие Его ноги, столкнутся с недоверием апостолов – почему Иисус не пришел к ним сразу и заставил женщин пройти через подозрение в потере рассудка со стороны Его самых близких учеников?  Мы не знаем ответов на эти вопросы. Знаем только, что Он воистину воскрес, потому что каждый из нас пережил по-своему опыт пасхальной встречи с Ним в обстоятельствах своей жизни. И задаемся трудными вопросами именно потому, что верим в Его победу над смертью, потому что спрашивать можно только Живого.  И пусть Святой Дух  придет к нам заново и даст исполнить  главные слова Воскресшего – «Радуйтесь» и «Не бойтесь». (Мф. 28, 9-10).

Russian