Вторник, 22 января

Евр 6, 10-20; Пс 111; Мк 2, 23-28

 

Братья: Не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца; дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: «истинно благословляя благословлю тебя, и размножая размножу тебя». И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твёрдое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошёл Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека. Евр 6, 10-20

 

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 111

Припев: Господь вечно помнит Свой святой завет.

Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим *

в совете праведных и в собрании.

Велики дела Господни, *

вожделенны для всех, любящих оные.

Памятными соделал Он чудеса Свои; *

милостив и щедр Господь.

Пищу даёт боящимся Его; *

вечно помнит завет Свой.

Избавление послал Он народу Своему; *

заповедал на веки завет Свой.

Свято и страшно имя Его! *

Хвала Ему пребудет вовек.

 

Случилось Господу в субботу проходить засеянными полями; и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошёл он в дом Божий, при первосвященнике Авиафаре, и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы. Мк 2, 23-28

 

«Суббота для человека, а не человек для субботы»

 

В сегодняшнем Евангелии Иисус защищает Своих учеников от нападок фарисеев, которые обвинили их в нарушении правил. Он—тот Учитель, который не только учит, но за Свое учение готов нести ответственность первый.

Мы часто готовы учить и советовать, но готовы ли мы потом защитить тех, кто нашим советам следует? Кто мы, пастыри или наемники, которые при случае отрекаются от своих слов?

Иисус—это не только учитель, но и свидетель всего того, что говорит. И Он готов аргументировать Свою позицию, указывая на опыт Давида, хотя Сам бесконечно выше Давида. Но Он хочет, чтобы все поняли— «суббота» не абсолютна. Правило должно уйти в тень, когда речь идет о живом человеке с его нуждами.

Значит ли это, что Ииисус готов поступиться вековыми традициями, благодаря которым иудейский народ сохранял свою идентичность? Призывает ли Он нас сегодня поступаться своими правилами и принципами ради сиюминутных желаний?

Ответ не так прост. Важно одно: для Иисуса человек всегда в центре, всегда выше «субботы» ( т.е. любого обычая или правила). Может быть, в определенной ситуации Иисус встал бы на защиту «субботы» - но только Он сделал это тоже ради живых людей, а не ради принципа самого по себе. Мы знаем, то мученики шли на смерть, чтобы не принести жертву идолам. Но они согласились на это они из любви ко Христу, из благодарности к Нему, который Сам пошел ради них этим крестным путем. «Суббота для человека, а не человек для субботы». Вот то главное, что хочет здесь сказать Иисус.

 

Это не значит, как некоторые считают сегодня, что человек должен сохранить свою жизнь и благополучие любой ценой. Эти слова означают, что человек, в его целостности, есть высшая ценность для Бога. То есть, любое правило ценно лишь тогда, когда оно возвышает нас, делает более милосердными друг к другу.

Но если следование принципу ожесточает сердце, то Иисус без всяких колебаний нарушает его. Без любви все тщетно, ничего не нужно. Об этом пишет апостол Павел в своем знаменитом «Гимне Любви» (ср. 1 Кор, 13).

Мы живем в сложном мире, полном противоречий. Но в этом мире Иисус не растерялся. От принял ответственность, которую дал Ему Отец и не испугался постоять за тех, кто Ему поверил. Поэтому и на крест Он идет один. Судьба учеников—это уже плод личного обращения каждого из них.. И сегодня Господь предлагает и нам принять эту ответственность—быть христианами, жить, как христиане. Это значит, помнить и свидетельствовать о том, что любовь превыше всего.

 

 

Russian