Вторник, 26 июня

4 Цар (2 Reg) 19, 9b-11. 14-21. 31-36; Пс 48; Мф 7, 6. 12-14

 

В те дни: Послал Сеннахирим, царь Ассирийский, послов к Езекии, сказать: так скажите Езекии, царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: «не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского». Ведь ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие, — и ты ли уцелеешь? И взял Езекия письмо из руки послов, и прочитал его, и пошёл в дом Господень, и развернул его Езекия пред лицом Господним, и молился Езекия пред лицом Господним, и говорил: Господи, Боже Израилев, восседающий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твоё, и услышь; открой, Господи, очи Твои, и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Бога живого! Правда, о, Господи, цари Ассирийские разорили народы и земли их, и побросали богов их в огонь; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому и истребили их. И ныне, Господи, Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один. И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь, Бог Израилев: то, о чём ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал. Вот слово, которое изрёк Господь о нём: Презрит тебя, посмеётся над тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима. Из Иерусалима произойдёт остаток, и спасённое — от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа сделает сие. Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: «не войдёт он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Тою же дорогою, которою пришёл, возвратится, и в город сей не войдёт, говорит Господь. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего». И случилось в ту ночь: пошёл Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мёртвые. И отправился, и пошёл, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии. 4 Цар (2 Reg) 19, 9b-11. 14-21. 31-36

 

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 48

Припев: Бог утвердит град Свой на веки.

Велик Господь и всехвален *

во граде Бога нашего, на святой горе Его.

Прекрасная возвышенность, *

радость всей земли.

Гора Сион; на северной стороне её *

город великого Царя.

Бог в жилищах его ведом, *

как заступник.

Мы размышляли, Боже, о благости Твоей *

посреди храма Твоего.

Как имя Твоё, Боже, †

так и хвала Твоя до концов земли; *

десница Твоя полна правды.

 

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки. Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Мф 7, 6. 12-14

 

«не бросайте жемчуга вашего перед свиньями»

 

Сегодня мы вместе со всей Церковью размышляем над предостережением Иисуса не предавать Духа Святого, живущего в нас. Не отдавать Божественную искру души на растерзание собственным похотям, которым приписываются сколь угодно благородные побуждения, не приносить ее в жертву компромиссу с миром, порожденному собственным конформизмом. Эта искра – святыня и жемчуг – невосполнима, незаменима никакими минутными удобствами и удовольствиями. Великий английский богослов и писатель К.С. Льюис много писал о том, что христианин – человек неудобный для общества. Он отнюдь не имел в виду желчных и истеричных «правдоискателей», которые в данном случае могут восприниматься лишь как пародия. Просто христианин живет по воле Бога, ненамеренно и ненарочито поступая иначе по отношению ко всему миру.

Очень важно, что непосредственно после слов о святынях и жемчуге Иисус делает вывод, называемый богословами «золотым правилом христианской этики»: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» И, помимо прочего, это также предостережение, причем повторяемое Иисусом неоднократно. Не бравировать своей «праведностью». Христианство – не повод эпатировать общество. Цели христианина совсем иные. Он, безусловно, может в какой-то момент разойтись с обществом, но лишь потому, что следует за Богом, а не в силу иных причин. В том числе поэтому Церковь вслед за Иисусом делает сильный акцент на необходимости смирения.

Ведь важно не только сохранить Духа Святого в себе, но выпускать Его в мир, быть открытым Его полету через твою душу. Иначе можно превратиться в озлобленного стража святынь. И совершенно не важно при этом, ссылается этот страж на традиции или на сверхновые сверхпрогрессивные «ценности». Результат один – Святой Дух не может дышать, где хочет. Спасение от этой беды одно: поступать с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами. Иными словами, уважать и ценить других людей, быть чутким к ним. Это трудный путь, это воистину узкий путь. Но, как предупреждает нас сегодня Иисус, другого пути у нас нет.

 

 

Russian