Суббота, 30 июня

Плач 2, 2. 10-14. 18-19; Пс 74; Мф 8, 5-17

Погубил Господь все жилища Иакова, не пощадил, разрушил в ярости Своей укрепления дщери Иудиной, поверг на землю, отверг царство и князей его, как нечистых. Сидят на земле безмолвно старцы дщери Сионовой, посыпали пеплом свои головы, препоясались вретищем; опустили к земле головы свои девы Иерусалимские. Истощились от слёз глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего, когда дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц. Матерям своим говорят они: «где хлеб и вино?», умирая, подобно раненым, на улицах городских, изливая души свои в лоно матерей своих. Что мне сказать тебе, с чем сравнить тебя, дщерь Иерусалима? чему уподобить тебя, чтобы утешить тебя, дева, дщерь Сиона? ибо рана твоя велика, как море; кто может исцелить тебя? Пророки твои провещали тебе пустое и ложное, и не раскрывали твоего беззакония, чтобы отвратить твоё пленение, и изрекали тебе откровения ложные и приведшие тебя к изгнанию. Сердце их вопиет к Господу: стена дщери Сиона! лей ручьём слёзы день и ночь, не давай себе покоя, не спускай зениц очей твоих. Вставай, взывай ночью, при начале каждой стражи; изливай, как воду, сердце твоё пред лицом Господа; простирай к Нему руки твои о душе детей твоих, издыхающих от голода на углах всех улиц. Плач 2, 2. 10-14. 18-19

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 74

Припев: Господь не оставит нищих и убогих.

Для чего, Боже, отринул нас навсегда? *            
возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?
Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, †
искупил в жезл достояния Твоего, — *
эту гору Сион, на которой Ты вселился.

Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: *
всё разрушил враг во святилище.
Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; *
поставили знаки вместо знамений наших.

Показывали себя подобными *
поднимающему вверх секиру на сплётшиеся ветви дерева.
И ныне все резьбы в нём в один раз *
разрушили секирами и бердышами.
Предали огню святилище Твоё; *
совсем осквернили жилище имени Твоего.

Призри на завет Твой; *
ибо наполнились все мрачные места земли
жилищами насилия.
Да не возвратится угнетённый посрамлённым; *
нищий и убогий да восхвалят имя Твоё.

В то время: Когда вошёл Иисус в Капернаум, к Нему подошёл сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек; но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идёт; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашёл Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час. Придя в дом Петров, Иисус увидел тёщу его, лежащую в горячке. И коснулся руки её, и горячка оставила её. И она встала и служила им. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом, и исцелил всех больных, да сбудется сказанное через пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понёс болезни». Мф 8, 5-17

«я приду и исцелю его»

Сегодня в качестве первого чтения нам предлагаются самые трагичные страницы Ветхого Завета – плач пророка Иеремии о разрушении Иерусалима и огромных страданиях его народа.  Эти пронзительные слова подойдут и для описания страшных бедствий нашего времени.  И то, что в любую эпоху люди становятся жертвами войн и природных катастроф, для многих оказывается непреодолимым препятствием на пути к вере.  Бедствия и массовые страдания нередко превращаются в предмет спекуляций и в религиозной среде – ведь объяснить их Божественным гневом и объявить наказанием за грехи очень легко. Стоит ли это делать? Но, с другой стороны, взгляд на Бога, как на «либерала», готового смотреть сквозь пальцы на любую человеческую «шалость» и безоговорочно прощать, что угодно, тоже вряд ли соответствует истине.  Еще один путь – сказать, что природа зла в этом мире – тайна, которую нам не понять; многие духовные лица именно так и говорят. Но для современного человека это не ответ, он ищет конкретных и убедительных разъяснений.  В истории исцеления слуги сотника нам дается огромная надежда на выход из мрака страданий. Этот выход – сам Иисус, готовый пойти к больному и страдающему по первому зову. В этом «Я приду и исцелю его» (Мф. 8, 7) вся жизнь Сына Божьего. Он говорит это каждому, независимо от степени тяжести и  запущенности болезни. Но готовы ли мы к Его визиту и хотим ли получить Его помощь?  Как правило, мы считаем себя здоровыми и, наоборот, склонны скептически смотреть на чьи-либо духовные искания и стремления к благородным целям. И Иисус, вселюбящий и милосердный, говорит, тем не менее, жесткие и горькие слова: «Сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12) Неужели и Он туда же – пугать нас карами? Но политический и духовный крах Израиля, описанный в первом чтении, случился не со злодеями и преступниками. Он стал следствием нормальной жизни нормальных людей, решивших обойтись без Бога и ограничить свое общение с Ним пышными ритуалами.  Иисус не пугает, Он предупреждает о простой вещи: жить без веры и без поисков Бога можно, можно стать сытым и довольным, можно «не заморачиваться», но в истинном свете Святого Духа видно, что это – не жизнь. Тьма и скрежет зубов – не только ад, ожидающий после смерти. Это – земная реальность мира без Бога, следствием которого может стать и война, и землетрясение, и любое другое бедствие. Попросим Господа о том, чтобы дал нам силы постоянно к Нему стремиться.    

Russian