24 сентября прошла встреча преподавателей и студентов на тему: Похвала бесполезному знанию.

24 сентября состоялась первая в этом учебном году встреча  преподавателей и студентов.  На ней выступила с сообщением Ольга Смолицкая, доцент РГГУ и член общины «Вербум деи» в Москве. Тема сообщения была сформиулирована несколько провокативно и призывала к дискуссии. Она звучала так: «Похвала бесполезному знанию:  духовная роль университетского  образования в наши дни». 

Сообщение О. Смолицкой  было своеобразным отчетом и размышлением по следам  прошедшего в Риме в июне 2017 года XIV международного Симпозиума  Университетских  преподавателей, который был посвящен  проблемам так называемой Третьей миссии университета.

Третья миссия – миссия социальная ( в отличие от  образовательной и научной). На симпозиуме говорилось о том, как важно  сформировать у современного молодого человека представление о ценности знания и образования как такового. И студенты, и преподаватели чаще всего представляют университетское образование как путь к успеху, к карьерному росту, к материальному благополучию, а целью    научных исследований видится, в первую очередь, более эффективные разработки каких-то проектов, способных принести максимальную выгоду. Разумеется, все это необходимо современному миру и человеку в нем. Но еще более необходимо, чтобы человек мог остановиться в постоянной гонке за успехом, задуматься о мире, о его устройстве, своем месте в нем и, в конечном счете, о том, каковы его личные отношения с Богом. У образованного человека больше возможностей для этого, потому что он умеет думать, сопоставлять факты, получать знания. Но знания должны формировать его душу, а не только служить лифтом к успеху. Вот почему так  важны  те знания, которые один из докладчиков –профессор университета Калабрии  Нучо  Ордине назвал «бесполезными», то есть не дающими сиюминутной пользы. Именно название его доклада «Похвала медлительности и бесполезному знанию» было использовано в сообщении О. Смолицкой.

          Выступавшие на симпозиуме в Риме говорили о том, что университет должен быть центром  социальной  активности,  поддержки ближним. И это естественно, если университет –это такое место, где собираются особым образом сформированные люди –те, кто привык не только стремиться к личному успеху, но и  думать о мире, о тех, кто в нем живет. Так удовольствие от изучения наук оказывается  связано с готовностью помогать другим и отвечать на духовные вызовы современности.

О. Смолицкая напомнила, что когда-то,  на заре  Средних веков  Блаженный Августин разделил науки на те, что призваны решать конкретныве задачи , и те, что доставляют удовольствие сами по себе и служат для общения с Богом и восприятия  Слова Божьего. Для Августина такими науками были те, что мы сейчас называем гуманитарными. Однако в современном мире далеко не только гуманитарные науки могут  остановить внимание  вечно спешащего человека. Один из участников дискуссии, завязавшейся после сообщения О. Смолицкой, как раз отметил, что для филолога, для которого чтение и преподавание классических текстов – работа и путь к профессиональному успеху, средством остановиться и расширить свой взгляд на мир будет книжка по проблемам биологии или          квантовой механики.

          Надо скзать, что почти все присутствующие на встрече  высказали свое суждение о поставленной проблеме. И, хотя по сути  вопроса, никто не имел принципиальных возражений, у каждого нашлись свои дополнения и собственные углы зрения на проблему.

Undefined