26 ноября прошла встреча преподавателей на тему: Христианское искусство и античное наследие. Доклад сделала искусствовед Наталья Боровская.

26 ноября в Центре пастырского попечения о студентах и преподавателях прошла лекция кандидата искусствоведения Натальи Боровской «Христианское искусство и античное наследие».  Речь шла о путях и формах взаимодействия христианского сакрального образа с античными иконографиями и символами.  В широком кругу любителей искусства существует устойчивое мнение, что диалог с греко-римской традицией был важен только для культуры Ренессанса, и важность «Возрождения античности» нередко подвергается сомнению и критике. Однако   этот диалог начался с первых веков формирования языка христианского искусства.  В ходе встречи были проанализированы образы Христа, известные еще по фрескам катакомб, и основанные на античных иконографиях оратора, правителя, и даже атлета-олимпийца. Прослежена связь между знаменитым образом Доброго Пастыря и греческим Мосхофором (жрецом, несущим на плечах жертвенное животное), а также христианская символика персонажей античной мифологии – Орфея, Геракла и др.  Еще одной важной темой встречи стала новая жизнь античных архитектурных форм – базилики, ротонды – в христианском храмовом зодчестве. В этом контексте особое место занял Пантеон – древнеримское святилище астральных богов  II века, успешно живущее до сих пор как христианский храм.  Еще один великий античный образ, ставший знаковым для христианского искусства –  статуя Дорифора (Копьеносца), шедевр греческого скульптора Поликлета (V век до н. э.).  Поза Дорифора как символ духовного триумфа и гармонии тела и духа процитирована и Микеланджело в знаменитой статуе Давида, и  Хусепе де Риберой в картине «Хромоножка», и в иконографии воскресшего Христа в момент явления Марии Магдалине.  В итоге стала очевидной высокая значимость античного наследия для всех этапов развития христианского искусства: античность дала христианским образам  особый язык форм и символов, которые в контексте художественного воплощения Евангелия обрели новую, еще более глубокую жизнь. 

Undefined