19 июня прихожане общины "Вербум Деи" вместе с настоятелем о. Даниеле Соллацо посетили Армянскую Апостольскую Церковь

По случаю предстоящего визита Папы Римского Франциска в Армению община Римско-католической церкви «Verbum Dei» во главе с отцом Даниеле Солаццо 19 июня посетила храмовый комплекс Армянской Апостольской Святой церкви Российской и Ново-Нахичеванской епархии по приглашению молодёжного союза «Нур» с благословения владыки Езраса Нерсисяна. Официальным лицом встречи от ААЦ был иеромонах Минас Ахвердян.

Встреча была радушной. Храмовый комплекс произвёл на нас неизгладимое впечатление. Возникло ощущение, что мы попали за границу, что мы находимся в Армении, а не в центре Москвы. Главный храм был удивительно красив. Экскурсия, с которой началась наша встреча, была посвящена в основном именно ему.

Наш экскурсовод  – дпир (капеллан) Аветик Арутюнян – начал свой рассказ с того, какие памятники имеются на территории храмового комплекса, а именно памятник дружбы Армянской Апостольской и Русской Православных церквей и памятник геноциду армян. Далее мы услышали интересный рассказ, совмещённый с историей армянского народа, о главном храме.

Храм оказался достаточно молодым – построен он в 2013 г. Его высота составляет 61 м. Вход в храм обращён на запад, а алтарь – на восток. Объясняется такое расположение символично: переход из языческого мрака к божественному свету. Также экскурсовод добавил, отсылая нас к Священному Писанию, что второе пришествие Иисуса Христа будет с востока, поэтому священник, участвующий в литургии, должен смотреть на восток, в ожидании пришествия Спасителя. Над входом в храм помещено изображение Христа с книгой в руках. На книге сделана надпись на армянском языке: «Веруй – и спасёшься».

Двигаясь вокруг храма по часовой стрелке, мы слушали рассказ экскурсовода о том, что означают те или иные изображения, присутствующие на стенах храма.

Первыми такими изображениями стали изображения главных апостолов Армении - Фаддея (от которого ведут преемственность армянские иерархи) и Варфоломея. Святые апостолы – миссионеры, знавшие Христа при жизни, принесли благую весть в Армению в I в. н.э., за что и были впоследствии убиты язычниками. Для армян важна преемственность от св. Фаддея, который стал первым «просветителем» армянского народа.

Следующее изображение рассказывало о «золотом веке» армян – V век н.э. – времени, когда был создан армянский алфавит и начала функционировать армянская письменность. Это важное для армянского народа событие - поскольку формирование народа не может происходить без обретения собственной письменности - связано с именами свв. Месропа Маштоца и Саака Партева – учёными богословами и переводчиками: благодаря первому появился армянский алфавит, а благодаря второму начался перевод Библии на армянский язык. Таким образом, у армян есть два важных праздника – праздник «нахождения» алфавита и праздник свв. переводчиков. Наш экскурсовод не без гордости заметил, что собственный алфавит позволил армянам сохраниться как народу и почитать Бога (а также читать Священное Писание) на родном языке.

Далее нашему взору открылись причудливые кресты, вырезанные на стене храма. Экскурсовод объяснил, что Армения богата камнями, поэтому там стало популярным изготовление каменных резных крестов – т.н. хачкаров. Для армян крест является символом спасения, а значит - радости, поэтому хачкары такие красивые - украшены всевозможными цветами и завитками, также вырезанными из камня. Они стали настоящими произведениями искусства и с 2010 г. занесены в список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.

Далее разговор зашёл о «столпах армянской церкви», живших в Средневековье: это богослов трижды великий Григор Татеваци (у армян немногие личности удостоены звания «трижды великий», помимо Григора Татеваци (вторая половина XIV–начало XV вв.), это Тигран Великий (I в. до н.э.) – армянский царь, живший в эпоху эллинизма, знаменитый своими выдающими ратными победами, и уже известный нам Месроп Маштоц), второй «столп» - католикос (высшее духовное лицо) всех армян  (1166—1173 гг.) Нерсес Шнорали (Благодатный), который пытался объединить армянскую церковь с церковью византийской, чтобы обезопасить своё отечество от исламской угрозы, но потерпел в этом поражение (помимо прочего Нерсес Благодатный был выдающимся поэтом своего времени), и третий «столп» - поэт, философ, богослов Григор Нарекаци (вторая половина X–начало XI вв.), который почитается также и католиками, входя в список 36 «учителей церкви».

Любим армянами также сюжет на тему 4 евангелистов. Они изображены как внутри храма, так и на его стенах: Иоанн вместе со своим символическим «образом» -  Орлом, Лука – с Тельцом, Марк – со Львом и Матфей, символ которого ангелоподобный Человек. Посередине между двумя группами евангелистов мы заметили образ Христа, распростёршего объятия, как бы «для всего мира» - как пояснил нам экскурсовод, сознавшись, что только недавно заметил это изображение. Наша группа пришла ко мнению, что это изображение Иисуса напоминает статую Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро.

Лето 451 года н.э. стало переломным не только для западной цивилизации - свои «Каталаунские поля» и свои «гунны» были и у армян: персидская держава Сасанидов пыталась принудить армян принять зороастризм и, тем самым, отказаться от христианства. Летом 451 г. произошло сражение на Аварайрском поле между армянами во главе с полководцем Варданом Мамиконяном и персами, причём персидская армия по численности втрое превышала силы армян. Итогом битвы стали значительные потери с обеих сторон, а также смерть Вардана Мамиконяна. «- Однако язычниками армяне не стали, от христианства не отреклись», - подытожил наш экскурсовод. Об этой битве написал армянский историк V/VI в. Егише (Елисей), чьё изображение было здесь же – на стене храма. Произведение называется «О Вардане и войне армянской».

В этом месте мы немного отвлеклись от армянской истории, увидев на стене храма изображение пеликана. Мы заверили нашего экскурсовода, что пеликан, как прообраз святого причастия и Иисуса Христа, Его жертвенной любви к человечеству, используется и в Католической церкви. Экскурсовод улыбнулся, обратив внимание на то, что слева от нас находится другой храм храмового комплекса их епархии – довольно маленький в отличие от главного храма, но имеющий одну важную особенность – стеклянный купол. Там же нами было замечено изображение древнеармянских часов, в которых вместо арабских цифр, на то время неизвестных, были использованы буквы армянского алфавита, обозначавшие цифры.

Далее мы продолжили погружение в историю армянского народа. Перед нами возникли изображения, имеющие важное историческое значение. Я имею в виду исторический выбор армян в пользу христианства. Итак: мы видим св. Рипсиме. Легенда гласит, что она и ещё 40 девушек во главе со своей настоятельницей жили в монастыре в горах недалеко от Рима. Армянка Рипсиме выделялась своей красотой среди прочих девушек. Римский император, прослышав о ней, решил сделать её своей женой. Рипсиме отказала язычнику, заявив, что её сердце принадлежит только Христу. Чтобы обезопасить себя от гнева императора, девушки скрылись в Александрии. Однако, как гласит та же легенда, после явления девушкам Богородицы, они решили идти в Армению. Это случилось в 301 г. н.э. На тот момент Армения была языческой страной и правил ею язычник – царь Трдат III. Он, как и Диолектиан, пленился красотой Рипсиме и решил завладеть ею силой. Армянка отказала ему, проявив удивительное упорство, хотя Трдат был очень сильным человеком – победителем Олимпийский игр. Рассвирепев из-за её отказа, он решил казнить всех девушек вместе с их настоятельницей – закидать камнями. После этого страшного преступления Трдат впал в безумие. Наш экскурсовод использовал выражение «превратился в свинью».  Никто не знал, как вылечить царя от ужасного недуга.  Тогда к нему на помощь пришла его родная сестра Хосровадухт. Она 4 раза видела вещий сон, что только величайший христианский святой Григорий Просветитель (по-армянски его имя звучит как Григор Лусаворич) сможет помочь Трдату. Между тем Григорий длительное время – в течение 14 лет - был пленником Трдата за свою веру. Трдат освобождает его из оков и Григорий, после продолжительных молитв, объявляет армянскому царю, что он и весь его двор должны принять христианство. Трдат соглашается - он, его жена и весь армянский двор крестились во имя Христово в Западном Евфрате. Таким образом, Армения стала первым государством, принявшим христианство, а Трдат III, прозванный по такому случаю «Великим», одним из армянских святых. Кстати говоря, Григорий Просветитель не был этническим армянином, но при этом стал первым католикосом всех армян. Он почитается не только Армянской церковью, но также Римско-католической, Православными церквами, в т.ч. Русской. 

Здесь же был изображён историк Агафангел, живший приблизительно в IV/Vв. н.э. В своей книге «История обращения армян в христианскую веру» он рассказал о том, как был крещён армянский народ и как христианство стало государственной религией в Армении. 

После того, как осмотр снаружи подошёл к концу, мы зашли внутрь храма, в полумраке которого нас объял священный трепет. Пред алтарём нами были совершены песнопения во славу Божью на армянском, испанском и русском языках.

На этом наша экскурсия закончилась, и мы проследовали на трапезу в резиденцию епархии.

Члены молодёжного союза «Нур», во главе с его председателем Татев Кочарян, приняли нас очень радушно. Были накрыты столы со всевозможными сладостями, девушки – члены союза – сами подавали нам кофе и чай. Отца Даниеле посадили по центру между иеромонахом Минасом Ахвердяном и заместителем председателя молодёжного союза Варданом Погосяном. Началось знакомство между участниками встречи. О. Даниеле рассказал о том, чем занимается община «Verbum Dei», в свою очередь члены молодёжного союза «Нур» ААЦ рассказали о себе. В переводе с армянского «нур» означает «гранат». Название для союза было выбрано неслучайно: ибо армяне, так же, как и зёрна созревшего граната, рассеяны по всему миру, однако в союзе им удалось сплотиться. Главные 4 направления, по которым работает «Нур», это духовно-просветительское, социально-культурное, благотворительное и  информационное; духовным наставником союза является иерей Нерсес Хананян.

Занимательно то, что в зале, в котором мы собрались, на стене висела картина с изображением горы Арарат. Дело в том, что на официальной эмблеме визита Папы Римского Франциска в Армению под девизом «Визит в первую христианскую страну» изображён как раз библейский Арарат. Вот такое совпадение, но, как известно, у Бога случайных совпадений не бывает.

Познакомившись  с новыми друзьями, мы поблагодарили их за столь тёплый приём.  Кто-то нашёл много сходства между латиноамериканцами, из которых в основном состоит община «Verbum Dei», и армянами. Начались выступления с обеих сторон: красивые национальные и христианские песни под гитару и акапельно. На встрече царила атмосфера радости, доброжелательности и любви.

В конце встречи отец Даниеле пригласил членов молодёжного союза «Нур» посетить Кафедральный собор «Непорочного зачатия Девы Марии». Подводя итоги, хочется сказать, что наш межконфессиональный диалог удался.

Надежда Нечаева

Undefined