«Вербум Деи» и II Ватиканский Собор

Поворот  навстречу миру.

Второй Ватиканский Собор ознаменовал новую эпоху в жизни Католической Церкви. Это был поворот навстречу миру с его проблемами, поворот очень смелый и радикальный. Церковь заговорила на языке мира, желая сделать доступными все свои сокровища. В чем это проявилось на практике?

 Месса стала проводиться на национальных языках вместо единого сакральтного языка - латыни. Форма обряда была признана второстепенной по отношению к содержанию литургии, и это воплотилось в равноправии различных традиций. Отсюда – и «евангелизация» самой литургии, из которой убирается все, что принадлежит только определенной эпохе, все,  не соответствующее евангельскому духу.  Миряне стали помогать при богослужении, ощутили участниками совершающегося таинства Евхаристии. Собор заговорил о  призвании мирян быть «живыми камнями», созидающими Церковь.

   Таким образом, Церковь предстала перед миром не как внешняя сила, а как служащая, идущая навстречу страдающему человечеству. Она воплотила в себе образ отца, бегущего навстречу блудному сыну и образ господина, зовущего на брачный пир всех: хромых, больных, убогих…

   «Как Христос совершил в бедности и среди гонения дело нашего искупления  так и Церковь призвана идти тем же путем, чтобы передать людям плоды спасения. Христос Иисус « будучи образом Божьим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба ( Флп 2, 6), и, « будучи богат, обнищал ради нас» ( 2 Кор 8, 9), так и Церковь, хотя для исполнения своей миссии нуждается в человеческих средствах, создана не для земной славы, но для того, чтобы своим примером проповедовать смирение и самоотвержение.» ( 2-й Ватиканский Собор, Догматическое постановление о Церкви, гл. 1).

       Церковь, исцеляющая мир, как исцелял Христос. Церковь, прикасающаяся к «прокаженным», не боящаяся «осквернить» свои белые одежды. Такой она захотела снова предстать, не отрицая своей истории и своих ран, не отрекаясь от своей традиции и своих святынь, принося покаяние за грехи своих членов…

    Этот живой поток духа, который как бы истек из Храма согласно пророчеству Иезекииля ( Иез 47, 1-8), разделился на множество маленьких ручейков.  И для того, чтобы его живительная влага лучше орошала землю, появились новые ордена и общины со своими харизмами ( особыми направлениями внутри общехристианского призвания).

      В маленьких орденах и общинах с особенной силой проявилась эта тенденция Церкви: не отрекаясь от своей традиции, преображаться изнутри. Пришло ясное понимание, что именно таким образом, обновляя свое христианское призвание, Церковь может менять и преображать мир. Община «Вербум Деи» – одно из тех движений, которые особенно живо отозвались на этот призыв.

 

Рождение общины « Вербум Деи».

 Община  «Вербум Деи» родилась 17 января 1963 года, вскоре во время 2-го Ватиканского Собора. Но на самом деле ее духовное рождение произошло на 23 года раньше официального признания, когда 14-летний подросток Хайме Бонет испытал в молитве присутствие Бога, как личности и глубину Его любви. В то же время он ощутил призвание рассказать об этой любви людям. Сперва Хайме хотел посвятить себя служению прокаженным, но потом понял, что страдания всех отверженных в мире – только следствие отрыва человека от Бога. Поэтому в исцелении нуждается прежде всего сердце. Шли годы…Ко времени зарождения общины ее основатель Хайме Бонет был приходским священником на Майорке (Испания). Вдохновленный решениями собора, Хайме развернул широкую апостольскую деятельность. Его проповеди были доступны всем: и цыганам из соседнего квартала, и его товарищам, с которыми он изучал теологию. Он организовывал многочисленные школы евангелизации, основанные на молитвенном и живом прочтении Слова Божьего. Этому апостольскому движению способствовали духовные упражнения, молитвенные встречи. И вот, вокруг его проповедей стали собираться люди. Кончилось это тем, что несколько мирянок, вдохновленных проповедью Хайме, почувствовали призвание к посвященной жизни. По совету священника они попытались реализовать свое призвание в монастырях. Но там они не нашли своего пути. И тогда пришло понимание, что их объединяет особый вид духовности, который требует соответствующей формы. Таким образом, новое движение возникло именно по инициативе мирян, которые под руководством Хайме погрузились в Слово Божие и прониклись его духом. Источником вдохновения для евангелизации послужила догматическая конституция «Деи Вербум». Девушки проводили духовные упражнения и реколлекции для мирян, проповедовали. В то время Чтение Слова Божьего мирянами еще не было широко распространено. Это было, как глоток свежего воздуха в душной атмосфере устоявшейся обрядовой религиозности. Церковь глубоко нуждалась в живых, творческих силах.

     Епископ Майорки по достоинству оценил труд новых миссионеров и благословил общину. Девушки получили богословское образование в Риме, и продолжили свою деятельность, вооруженные новым знанием и опытом. Так началась история общины « Вербум Деи», воплотившей на практике учение  2-го Ватиканского Собора об особенной роли мирян в Церкви.

   «Ибо апостольство мирян есть участие в самом спасительном посланничестве Церкви, которому все предназначается через крещение и миропомазание. А через таинства, особенно через святую Евхаристию сообщается и питается та особенная любовь к Богу и людям, которая есть душа всего апостольства. Миряне же в частности призываются к тому, чтобы делать Церковь присутствующей  и действенной в тех местах и условиях, где она только через них может стать солью земли» ( 2-й Ватиканский Собор, Догматическое Постановление о Церкви, гл 4).

Путь евангелизации, предложенный Хайме, нашел отклик у многих священников и молодежи, которые начали тесно сотрудничать с общиной.  В 1969 году еще два священника получили разрешение Епископа присоединиться к «Вербум Деи».

  Постепенно в общине сформировались разные виды посвященной жизни. Появились миссионерские семьи, готовые совмещать семейную жизнь с миссионерской деятельностью и превратить свою семью в малую церковь. Вокруг них собирались другие семьи, жаждущие проникнутся тем же духом, укрепить семейные узы, воспитывать детей в вере.

    Миссионеры, мужчины и женщины, приносящие монашеские обеты (бедность, целомудрие и послушание) понесли Евангелие в разные уголки земли. Постепенно общины « Вербум Деи» начали возникать по всему миру.

   Не смотря на различия путей, все призвания в общине признаются равноправными. Мирянин, священник или миссионер одинаково служат Богу, если всей своей жизнью, знанием, опытом проповедуют Его Слово. Хайме Бонет особенно подчеркивал роль женщин в деле евангелизации и поручал им многое в этой области. Свобода от устоявшихся  в церковной среде стереотипов была присуща общине на самых ранних этапах ее существования. И она сохранилась до сих пор.  Миссионеры и миссионерки общины не носят хабитов и ничем внешне не отличаются от мирян. Президентом общины может стать любой человек независимо от статуса и пола. Эта демократичность и открытость к разным ментальностям, разным призваниям, вообще открытость к жизни в разных ее проявлениях, нашла огромный отклик по всему миру.

Все это могло бы повлечь за собой опасность релятивизма. Но  укорененность в Слове Божием, глубокая молитвенная жизнь и послушание Церкви надежно защитило новое движение от этого соблазна. 

 В 2000-м году община была одобрена Иоанном Павлом II.

   Сейчас она охватывает 31 страны, куда входят 102 епархии на территории пяти континентов.  

    Так община «Вербум деи» заняла свое место в общем движении Церкви навстречу миру и его нуждам. Это был ответ на потребность людей в новой евангелизации, в Слове Божием, понятом из глубины опыта мира и церкви.

  

Харизма общины в контексте идей Второго Ватиканского Собора.

 Итак, харизма общины « Вербум Деи»- это проповедь Евангелия посредством молитвы и служения Слова. Ее непосредственная задача- повторная евангелизация мира, апостольское свидетельство. Как воплотить Слово Божие в жизни, применить его в повседневности? Есть только один мост от Писания к нашим ежедневным будням. И этот мост – молитва. Поэтому харизма « Вербум Деи» хорошо передается словами: «мы постоянно пребудем в молитве и служении слова»  ( Деян 6, 4)

     Как сделать молитву средоточием жизни?  Для это она должна быть ответом на слово Божие, как молитва Иисуса. Здесь община « Вербум Деи» прямо следует духовности 2- го Ватиканского Собора, где форма всегда вторична по отношению к содержанию.  Евангелизация Мессы, которая произошла по инициативе собора, необходимо влечет за собой и евангелизацию молитвы. Отсюда следует основная черта духовности «Вербум Деи». Созерцательный дух, необходимый для молитвенного углубления в Слово Божие сочетается с духом апостольским, духом свидетельства. Поэтому духовные упражнения, которые проводит община, имеют особенный оттенок: кроме практики молитвенного созерцания здесь чувствуется миссионерская направленность, обращенность к миру. И эта обращенность не есть приспособление к общему уровню, не есть обеднение духа. Она проникает сквозь все  преграды силой любви. Это и есть призвание общины- донести до мира истину Христову неповрежденной, пропитанной живым опытом Церкви.

    Молитва в общине не сводится к правилу (все молитвенные формы и правила оставляются на личное усмотрение). Но огромное значение придается молитве своими словами, молитве спонтанной. Черпая вдохновение из Слова Божия, эта молитва обращена в мир с его нуждами и проблемами. Но  благодаря укорененности в Слове Божием, в ней присутствует дух послушания, дух Христа, говорившего: « Отце, да будет воля Твоя!»

    Это сочетание глубины и простоты –  укорененности в Слове и направленности в мир тоже прямо вытекает из духовности 2-го Ватиканского Собора.

 

« Вербум Деи» в России.

В России община « Вербум Деи» появилась в начале Перестройки и прочно обосновалась в центре Москвы.

Началось все с того, что три миссионерки из Германии и Италии приехали в Россию, чтобы воплотить свое призвание: научить людей молиться со Словом Божьим.

   Сестры работали с испаноговорящими студентами и с русскими, вели духовные упражнения и встречи для молодежи и студентов. Община постепенно формировалась. В 1992-м году приехал о. Эусебио Усуга, гражданин Колумбии, который и стал ее настоятелем. Несмотря на языковые проблемы, он стал для многих духовным отцом, под его руководством община выросла и окрепла, появились свежие духовные силы, открылись новые перспективы. Сейчас о. Эусебио служит в Венесуеле.

   Община росла и развивалась. Люди, которые не встретились бы в другом месте в силу разницы жизненного опыта и социального положения, здесь нашли общий язык и получали возможность поделиться друг с другом плодами молитвы.   Позже приехали о. Исмаель, о. Даниель, который сейчас является настоятелем общины, и другие братья. Эти люди, заброшенные в совершенно чуждый для них мир, все же имели, чем поделиться, что передать, и неизменно приносили плод.

    Епископ Тадеуш Кондрусевич поручил общине пастырское попечение о преподавателях и студентах. Таким образом, католики -профессора университетов получили возможность поделиться своим опытом и проблемами на ежемесячных собраниях. Встречи преподавателей и студентов, проводимые общиной, стали прямым ответом на призыв 2-го Ватиканского Собора подчинить всякую деятельность нуждам евангелизации.

   «Прежде всего нужно дать мирянам соответствующую техническую, богословскую и этическую подготовку, увеличивая число школ, факультетов и институтов, где журналисты, авторы фильмов, радио – и телевизионных передач и все другие, которых это касается, могут получать полное образование, пропитанное христианским духом и в особенности включающее в себя социальное учение Церкви.» ( 2-й Ватиканский Собор, Декрет о средствах социального сообщения, гл. 2)

    Сейчас настоятель общины – итальянец о. Даниеле Соллаццо. В последнее время под его руководством особенно успешно ведется работа со студентами, в том числе невоцерковленными. Для них организуются специальные ознакомительные встречи, где обсуждаются разные вопросы, например:  зачем существует церковь?; в чем различие между мировыми религиями?; в чем смысл молитвы? Обсуждаются и другие актуальные вопросы и проблемы.

  Кроме того, община работает с испано и португалоговорящими прихожанами, в основном – студентами, организуя для них молитвенные встречи, беседы, катехизис. 

     Что именно пытаются обрести  здесь люди? Прежде всего - живой диалог с Богом. И как следствие – дух созерцательный и дух апостольский: Слово Божие,  живущее в глубине души и Слово Божие,  воплощенное в ежедневной жизни…

 Миссионеры общины посещают и другие города, где нет католической церкви, нет священников. Они навещают англоговорящих студентов в общежитиях, большинство из которых - африканцы, проводят для них реколлекции и встречи на английском языке. То же самое организуется и для русской части общины. Летние духовные упражнения для мирян, которые длятся две недели, проводятся на русском языке.  А в течение года русская часть общины еженедельно практикует совместное размышление над Писанием. Таким образом жизнь общины отражает многогранность христианского призвания. Это особенно актуально в России, где столкнулось так много разных национальностей и разных судеб.

     Ответить на вопросы студентов, профессоров, женатых и холостяков, преуспевающих и неудачников - эту задачу Церкви взяли на себя маленькие общины, имеющие самые большие возможности приблизится к ежедневным нуждам людей.

 Там, где люди сталкиваются с реальными проблемами, не разрешаемыми на рациональном уровне, особенно нужен живой опыт веры. И чтобы поддерживать этот опыт, община « Вербум Деи» постоянно пребывает в молитве.

 

Экуменическое делание.

Как же прижилась эта харизма на российской земле, земле, такой недоверчивой ко всему новому, где так много значат традиция и обряд?

Ориентация 2-го Ватиканского Собора на межкофессиональный диалог и сотрудничество очень ярко отразилась в харизме « Вербум Деи». Слово Божие, перешагивающее все барьеры, живущее и побеждающее, идет по миру поверх границ. Миссионерская деятельность « Вербум Деи» не имеет конфессиональной направленности. Нести Слово Божие людям –это так же актуально, как нести хлеб голодным. И это – главное.

    Православная церковь России, как и католическая, давно нуждается в свежем воздухе реформ. Есть православные, которые это понимают и сотрудничают с « Вербум Деи» в деле евангелизации России, пережившей 70 лет атеизма.  Они видят, что церковность, часто понимаемая поверхностно, нуждается в осмыслении и углублении.
   И это движение навстречу, хотя и встречает сопротивление, продолжается.

  Это происходит во многом благодаря тому повороту в понимании  экуменизма, который совершил 2-й Ватиканский Собор.

Собор апостольской властью провозглашает, что самоутверждение Церкви, как внешней силы и авторитета, противно христианскому духу. Дело экуменизма может быть понято только в духе любви и смирения.

   «Подлинный экуменизм немыслим без внутреннего обращения. Действительно, от обращения ума, от отречения от самого себя, и от свободного излияния любви исходят и созревают порывы к единству. Поэтому нам надо просить у Духа Святого благодать искреннего самоотвержения, смирения и кротости в служении, братского великодушия по отношению к другим». ( 2 Ватиканский Собор, «Об экуменическом делании», гл. 2)

  Община « Вербум Деи» с ее направленностью на внутреннее обращение вместо поиска врагов и еретиков, как нельзя более соответствует этому призыву. Прежде всего, община воспитывает не учителей, а свидетелей Христовых. Не ученых богословов, а спутников на пути ко Христу.

   « «Итак»- говорит Апостол язычников, «я, узник во Христе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство Духа в союзе мира» ( Еф 4, 1-3). Это увещание относится особенно к тем, кто возведен в священный сан с задачей продолжать посланничество Христа, Который среди нас « пришел не чтобы Ему служили, но чтобы послужить» ( Мф 20, 28).

    К провинностям против единства применимо свидетельство ап. Иоанна: « Если мы говорим, что не согрешили, то делаем Его лжецом и слова Его нет в нас» ( 1 Ин 1, 10). Итак, в смиренной молитве, мы просим прощения у Бога и разъединенных с нами братьев, как и мы прощаем должникам нашим.

   Да памятуют все верные Христу, что они тем более будут способствовать единению христиан и, больше того, его осуществлять, чем более чистую жизнь по Евангелию будут они стараться вести. Ибо чем теснее будет общение их с Отцом, со Словом и Духом Святым, тем глубже и легче смогут они увеличить взаимное братское общение.» ( 2 Ватиканский Собор, «Об экуменическом делании», гл. 2)

   2-й Ватиканский собор в какой-то мере явился реакцией на тоталитарные режимы. Коммунистическая и фашистская идеология были еще живы в памяти его участников.

    Поэтому таким важным оказалось умение ценить, понимать и принимать человеческую личность несмотря на все межнациональные, межличностные, межконфессиональные различия.

   Община « Вербум Деи» отвечает на этот призыв. Она  не ограничивается никакими социальными или культурными рамками. Сегодня здесь можно встретить профессоров и спортсменов, рабочих и студентов, пенсионеров и молодежь…Любой опыт приветствуется и принимается, конечно, если он не противоречит христианской вере. Конфессиональный вопрос община не ставит, не решает. Она только предлагает каждому « руку общения», а остальное предоставляет Богу. Некоторые православные участвуют в духовных упражнениях и чтении Библии, которые организует община, в совместной молитве.

В настоящее время Патриарх Кирилл открывает пути для межконфессионального диалога в России. Многие к этому не готовы, причем дело не только в невежестве.  У русских православных людей существует страх перед чрезмерным «очеловечиванием» христианства, измельчением, опошлением его, сведением на уровень непритязательных масс. Этот страх отчасти связан с нашим тоталитарным прошлым, с недоверием ко всему общественному.

     Он не безоснователен. Конечно, Церковь подвержена множеству искушений и соблазнов. Есть те, кто боится западного легкомыслия и поверхностного оптимизма, обвиняет запад в «прелести». Но другой опасности - опасности «окостеневания» в традиции, опасности духовного омертвения эти люди не  замечают. Это препятствует диалогу, препятствует взаимодействию, которое могло бы принести большой плод. Существуют провокации и со стороны некоторых из католиков, обвиняющих православие в дикости и язычестве, не желающих замечать его сокровищ.

     В этом противопоставлении как-то забывается, что все мы- люди, и духовные опасности, хотя и принимают разную форму, остаются одними и теми же. Корень их – отпадение от Христа, взаимная разъединенность и отчуждение, « охладение любви».

   Поэтому миссия новых евангелизаторов - не просто провозглашать Слово Божие, но хранить его святость и глубину, стараться жить на том уровне, который предлагает Господь. Эта глубина растет и укрепляется во взаимодействии с христианами, чей духовный опыт, внутреннее устроение и понимание определенных вещей отличается – с христианами других конфессий. А настоящий диалог всегда начинается с уважения и желания понять.

  « …Через такой диалог все приобретают более верное знание и более справедливую оценку жизни и учения каждого исповедания; и тогда эти исповедания достигают более щирокого сотрудничества в многочисленных отраслях деятельности, способствующих общему благу, согласно требованиям всякой христианской совести, и объединяются поскольку возможно в единодушной молитве. Наконец, все проверяют свою верность воле Христовой относительно Церкви, и предпринимают решительно- как должно- дело обновления и исправления» ( 2-й Ватиканский Собор, О католических началах экуменизма, гл. 1)

     Русская община « Вербум Деи» следует этому призыву на практике. И это движение « снизу», « из глубины», не менее актуально, чем движение со стороны иерархии. Призыв прозвучал, а ордена и общины, такие, как община « Вербум Деи» становятся  на него живым ответом.

 

Семья « Вербум Деи».

Найти место для каждого призвания – эта задача с особенной остротой стала перед Церковью после 2-го Ватиканского Собора.

Этот вопрос соответствует изменившемуся самосознанию Церкви.

Потому что изменилась ( или – прояснилась) не только позиция Церкви по отношению к миру, но и ее позиция по отношению к самой себе.

 « Церковь, включающая в лоне своем грешников, одновременно и святая и всегда нуждающаяся в очищении, непрестанно следует путем покаяния и обновления.

   Церковь « совершает поприще своего странствования среди гонений мира и утешений Божьих», возвещая крест и смерть Господа, доколе Он придет ( смю 1 Кор 11, 26). Она укрепляется силой воскресшего Господа, дабы в терпении и любви преодолевать свои горести и трудности, как внутренние так и внешние, и являть в этом мире со всей верностью, хотя и покрытою еще тенью, тайну Господа, пока она в конце времен не явится в полном свете» ( 2-й Ватиканский Собор, Догматическое постановление о Церкви, гл. 1)

         Церковь увидела себя, как странницу, которая, хотя и имеет Божественное Откровение, все же находится в пути, в процессе его раскрытия.

   А это значит, могут появляться новые виды посвященной жизни, новые харизмы, новые формы духовности. Это значит, что форма, обряд, ментальность теряет свой вес и значение, что рамки и границы между разными «мирами» становятся очень тонкими, проницаемыми. Это – христианский ответ на глобализацию, христианское понимание единства как противовес релятивизму современного мира.

   Община «Вербум Деи» вместе со всей Церковью находится в процессе самораскрытия.  И на сегодняшний момент многообразие ее духовных даров раскрывается через определенную структуру. Есть братство « Вербум Деи» - это священники общины,  миссионеры и миссионерские семьи. Есть более широкий круг – семья « Вербум Деи» , состоящая из прихожан общины и мирян посвященной жизни. Но руководство общины ищет форму и для других видов посвящения, не закрывая дорогу никому.  Структура- это только «скелет», который вполне может видоизменяться со временем. А главное, жизнь, сердце общины- это Слово Божие, дающее жизнь каждому призванию и соединяющее его с общим призванием Церкви : «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф 28, 19)

Russian