Наталья Боровская: «Ты прекраснее сынов человеческих...» (Пс. 45, 3)

Первое знакомство с общиной состоялось у меня в конце 2003 года. Через редакцию газеты «Свет Евангелия» мой телефон оказался у о. Исмаэля Барроса, возглавлявшего тогда Pastorale universitaria - Центр пастырского попечения о студентах и преподавателях-католиках. Он и пригласил меня «на Волков», на Рождественскую встречу педагогов. Скажу честно, этот визит не произвел на меня тогда серьезного впечатления. Я познакомилась со священниками, отметив про себя, что они очень милые люди, «потусовалась» с собратьями по цеху, ушла с ощущением приятно проведенного досуга и через пару дней напрочь об этом забыла. Однако, спустя полгода, община Verbum Dei снова напомнила о себе: из беглого разговора с cотрудницей Pastorale Машей Галкиной я «случайно» узнала о готовящихся в Дедовске двухнедельных духовных упражнениях. Это был очень привлекательный для меня проект, и хотя никого в общине я толком не знала, решила такой возможности не упускать. 

Две недели упражнений стали одним из самых больших потрясений моей духовной жизни. Серьезность и глубина проповедей, подлинность духа молитвы, огромное внимание и чуткость в духовном руководстве со стороны наставников - все это не только помогало преодолевать неизбежные в этой ситуации искушения и проблемы, но и удивительно согревало и утешало душу. Главным открытием тогда стал диалог с Библией не как с текстом, а как с живым и предельно конкретным словом Господа, обращенным лично ко мне. До упражнений молитва и размышление над Писанием были в моем сознании абсолютно разными сферами духовной деятельности. Теперь оказалось, что это – единый процесс доверительного общения с Богом, пожелавшим приблизиться, говорить со мной и открыться мне в любви. 


Драгоценный опыт, полученный в Дедовске, нуждался в развитии. Я начала ходить «на Волков» для участия в «Школе молитвы» – еженедельном размышлении над Евангелием в молчании с последующим «обменом опытом» между членами группы. Присоединяться к какой-либо общине я не собиралась – во- первых, от нехватки времени, а во-вторых – от скептического отношения к общинной жизни мирян в Москве, которая представлялась мне тогда как бесконечное чаепитие с короткими перерывами на Розарий или выяснение отношений. Однако в Verbum Dei все оказалось намного серьезнее. Недостатка в чаепитиях, конечно, не было, но рядом оказалась настоящая школа общения со Словом Божьим, которая очень скоро начала стремительно менять мою духовную жизнь. В атмосфере этой общины больше всего поражала органика сочетания казалось бы несовместимых вещей – потрясающей глубины молитвенной жизни с шокирующей простотой и открытостью к человеку любого социального и духовного уровня. Я видела, что «на Волкове» хорошо всем: и тонким, мистически одаренным натурам, часами не покидающим часовни, и профессиональным «тусовщикам», предпочитающим молитве посиделки на кухне. Никого не заставляли участвовать в Мессе или чтении Библии, но в итоге каждый в той или иной степени оказывался причастным к атмосфере жизни в Боге. Посещения квартиры, представляющей собой экзотический симбиоз сакрального пространства с проходным двором, потихоньку избавляли меня от фарисейства, которым, оказывается, я начала незаметно проникаться за 13 лет респектабельной жизни в приходе на почетной должности регента хора. Но самой большой ценностью стал увиденный в священниках и сестрах-миссионерках уровень духовной жизни. Община способна воспитать людей, для которых молитва - это образ жизни, а стремление к святости – повседневная реальность, столь же естественная, как сон или аппетит. Принятые в ней традиции и методы молитвы формируют в активно действующем миссионере внутреннего человека, находящегося в непрерывном диалоге со Святой Троицей. А его реальное стремление к воплощению Слова Божьего в себе действительно приводит к тому, что люди, воспринимающие его проповедь, слышат через нее голос Бога. Постепенно через занятия по Библии в Москве и регулярные духовные упражнения в Дедовске выявилось глубокое совпадение харизмы общины с моим личным призванием в Церкви и в мире, что привело в 2006 г. к моему окончательному присоединению к семье Verbum Dei в качестве мирянки посвященной жизни. 
Посвященные миряне - самая молодая ветвь в общине, хотя опыт такого призвания давно существует в Церкви. Как известно, еще в XIV веке на этот путь вступила св. Екатерина Сиенская. В ХХ столетии число людей, полностью посвятивших себя Богу, но не вступивших в монашеские ордена, резко выросло. Мир стал остро нуждаться в сокровенных призваниях, действующих в эпицентре светской жизни и наделенных не только духовной, но и профессиональной харизмой. Св. Джузеппе Москати, выдающийся врач, понимавший свою практику как служение Христу, пребывающему в больных; Мадлен Дельбрейль, занимавшаяся через социальную работу евангелизацией рабочих, попавших под влияние марксизма; Кьяра Любич и основанное ею движение «Фоколари»… Список может получиться весьма внушительным. В России в советские времена было немало женщин с подобным образом жизни, причем как в католической, так и в православной среде. Вести активную проповедь они, разумеется, не могли. Их служение порой было незаметным даже среди верующих, а молитву и посещение храма многим приходилось скрывать от друзей и родственников. В глазах большинства они были всего-навсего «старыми девами», не сумевшими найти свое женское счастье. Но в те годы именно на таких «монахинях в миру» часто держалась приходская жизнь, а в светской обстановке они, занимая, как правило, скромное место, создавали особую атмосферу духовной гармонии и душевной щедрости в отношении к людям. 


Посвященная мирянка Verbum Dei - это супруга Иисуса, помогающая Ему создавать в современном обществе «новый Назарет» - пространство Его сокровенного присутствия в повседневной земной жизни. Она приносит обеты бедности, целомудрия и послушания (и ежегодно их возобновляет), но живет в семье (часто с родителями), ходит на работу и внешне не отличается от других женщин. Для нее очень важно осознавать свой путь как реализацию своей полной женской состоятельности; посвященная жизнь в миру – это свободный ответ на призыв Господа, а не «выход из положения» для тех, кому не удалось выйти замуж и родить ребенка. – «И возжелает Царь красоты твоей.» (Пс. 45, 12). Ее главные духовные обязанности – постоянное участие в Евхаристии, молитва и ежедневные размышления над Св. Писанием. Ее мысль в течение дня постоянно сконцентрирована на Слове Божьем, а профессиональные обязанности подчинены конкретной духовной цели, дающейся ей через чтения дня. Laica consagrada читает Писание не только ради познания Господа, но прежде всего – ради Его присутствия в ее сердце. Смысл ее жизни – супружеская любовь к Иисусу, реализующаяся в сокровенном общении с Ним через молитву и Евхаристию и дающая ей возможность стать Его живым храмом в сердце мира. Сокрытый в ней Иисус идет к людям, которые Его не знают, и дарит им Свою любовь через профессиональный диалог этих людей со Своей суженой. Ее профессия - столь же важная, как и молитва, форма общения с Богом. Сквозь призму своей специальности она созерцает красоту Возлюбленного и этим помогает окружающим задуматься об утраченной в современном мире духовной природе труда. Огромное значение в ее жизни имеет харизма духовного материнства. Laica consagrada - мать всем людям, к которым посылает ее Иисус; посвящая Ему свою работу с ними, молясь за них, она рождает их для Вечной жизни и вместе со своей небесной матерью Марией заботится о сохранении в их душах Его света. 
Быть посвященной мирянкой трудно. Она не живет, подобно монахине, в окружении своей духовной семьи, и на житейском уровне часто встречает испытания своего призвания в полном одиночестве. Давление секулярной среды на нее особенно сильно, поскольку ее жизнь – это вызов устойчивым обывательским «рецептам счастья», и в глазах большинства людей она неудачница или сумасшедшая. В России эта проблема особенно актуальна в силу острого кризиса именно женских призваний. Посвященная Богу жизнь пугает большую часть русских девушек (в том числе и верующих), глубоко озабоченных не столько поиском своего пути, сколько желанием «вписаться» в социальный стандарт и обрести благополучие, «как у всех нормальных людей». Но в преодолении неизбежных трудностей остро ощущаешь смысл знаменитых слов Иисуса: «Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. 11, 30). Если посвящение – это результат любви к Нему, любое испытание становится приобщением к тайне Его креста, а значит жизнь обретает высочайший смысл. Laica consagrada, осуществляющая свое призвание, всегда счастлива, ее сокровенный опыт показывает ей, что счастье есть высшая цель, к которой ее ведет Господь через трудности современной жизни. И эта весть сейчас остро нужна миру, в котором процветает «черная эсхатология», доводящий до депрессии пессимистический взгляд и на настоящее, и на будущее. Наше призвание создано для укрепления веры в возможность и желание Бога сделать человека счастливым.

Russian