Слово о. Эусебио Усуга на презентации книги Натальи Боровской: «Очерки по истории христианского искусства», часть вторая.

27 февраля 2020 года в Институте Святого Фомы прошла презентация новой книги искусствоведа Натальи Боровской "Очерки по истории христианского искусства" часть вторая.

Слово капеллана прихода "Вербум-Деи" в Москве, о. Эусебио Усуга:

Я глубоко благодарен Вам, Наталья Федоровна, за приглашение принять участие в презентации второго тома Вашей книги «Очерки по истории христианского искусства».

Хотя мне нелегко читать текст из-за его терминологического словаря, тем не менее, я c удовольствием читал ее, и если бы она была на испанском языке, я наслаждался бы ею еще больше. Мне нравится читать эту книгу, и, когда читаю, я снова и снова рассматриваю картины, чтобы наблюдать за деталями, жестами, образами, которые Вы так глубоко анализируете.

Отличная подборка произведений и художников. Показаны эпоха, менталитет каждого мастера, богатство библейских или апокрифических текстов, ставших основой для произведений, в которых каждый художник фиксирует то, на что его вдохновляет священный текст. Так например, очень интересна ситуация с образом Юдифи, то, как произведение меняется с каждой новой эпохой: В средние века и эпоху Ренессанса художник показывает красоту или мужество его героини, а в начале 20-го века, художник показывает ее чувственность, направленную на зрителя, который в каком-то смысле может оказаться, как царь Олоферн, жертвой «роковой красавицы».

Искусство в познании Библии очень важно. Читая Святое Писание, любой человек всегда стремился представить себе события, о которых идет речь в тексте. Можно вспомнить, как св. Игнатий Лойола в своих Духовных упражнениях рекомендовал использовать воображение при чтении Евангелия и мысленно представлять себе все детали события — не только внешний вид людей, которые окружали Христа, но и их одежду, выражение их лиц, природу, архитектуру. А художник прекрасно это делает. Создавая картину, икону или скульптуру на христианскую тему, художник вкладывает не только мастерство, технику, но и свою веру, свой духовный опыт. Благодаря его таланту, текст становится видимым, близким, легче его понять и молиться.

Лично меня эти работы вдохновляют на собственную медитацию и помогают мне глубже показать смысл библейского текста в проповеди.
Искусство, как природа, создает огромный мир. В христианском храме, как правило, стены заняты картинами, иконами, фресками или мозаиками. Когда я посещаю православные храмы и вижу повсюду - на стенах, на потолках, на колоннах – иконы или фрески, где отражена вся история спасения, я думаю, как легко давать катехизис детям в этих храмах. Просто им рассказать, показывая кортину. Искусство создает в пространстве храма огромный мир, в котором рядом друг с другом живут герои Ветхого и Нового Заветов, святые и обычные люди. Я жил в маленьком городке, где храм был огромный, на стенах красивый «Крестный путь» (стоянки). Смотришь и читаешь: Иисус осуждён на смерть,...первое падение..., и видешь много статуй святых. О них мне рассказывали и я это помню.

Но в то же время понимать искусство в храме или в музее очень непросто. Я испытываю настоящее удовольствие, когда посещаю храм, музей, галерею в сопровождении человека, глубоко знающего искусство, его символы, традиции, связанные с богословием. Это просто удовольствие. А когда нет сопровождающего, очень много теряется. Между сюжетами художники создают сложные связи, основанные на теологии и на учении Церкви, которые самому нелегко понять и оценить. Это хорошо видно в произведении «Неопалимая Купина», где Богородица сидит посреди куста как знак непорочности, девства. Изображение и объяснение должны быть вместе; они нужны друг другу, чтобы зритель мог получить все богатство, которое они содержат. Бог открывает себя через дела и слова. Знаки-символы без слова необъяснимы, непонятны. Искусствовед в этом очень сильно помогает. Он как апостол искусства.

Наталья Фёдоровна, это большая работа и большой вклад в церковное сознание – такие работы снова и снова открывают людям богатство, которое содержит искусство. Вывести это богатство на свет может только тот, кто, как Вы, специализируется на нем. Большое спасибо за Вашу преданность делу, за Ваш большой вклад в дальнейшее распространение света Откровения, содержащегося в искусстве. Это отличная миссия.

фото Ольги Хруль

Undefined