Пятница, 12 июня

3 Цар (1 Reg) 19, 9a. 11-16; Пс 27; Мф 5, 27-32

В те дни: Когда пришел Илия к горе Божией Хорив, вошел он там в пещеру. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: выйди и стань на горе пред лицом Господним. И вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь; но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра, и там Господь. Услышав сие, Илия закрыл лицо свое овечьей шкурой своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Саваофе; ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои, и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее. И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 27

Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю; *
помилуй меня и внемли мне.
Сердце мое говорит от Тебя: 
«ищите лица Моего». *
и я буду искать лица Твоего, Господи.

Не скрой от меня лица Твоего. *
Не отринь во гневе раба Твоего.
Ты был помощником моим; *
не отвергни меня и не оставь меня.

Но я верую, что увижу благость Господа *
на земле живых.
Надейся на Господа, 
мужайся; и да укрепляется сердце твое, *
и надейся на Господа.

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

«Зерно, прорастая, умирает, чтобы принести плод»

В сегодняшнем первом чтении мы видим, как Господь открывается Илии… Илия полон ревности о Боге, но это ревность еще непросвященная, он ищет Бога как бы вслепую.

В словах Иисуса из Евангелия тоже чувствуется таинственный огонь. «Отрезать руку», «вырвать глаз» – в этом видится что-то жестокое, близкое к изуверству. Понятно, что речь идет о мире духа. Но совсем не случайно христианская история полна крайностей аскезы, самобичеваний и прочего в этом роде… Люди чувствовали радикальность христианства как жизненного выбора, но это чувство оставалось еще во многом диким, «пещерным»…

Как же понять слова Христа и воплотить их в своей короткой жизни? Как не ошибиться? Жертва – это непаханое поле, где, подобно сорнякам, растут разные патологии. И только молитва со Словом Божиим может стать для нас инструментом, чтобы это поле вспахать.

Зерно, прорастая, умирает, чтобы принести плод. Так и мы получаем, потом отдаем, рождаемся – а потом рождаем сами. Но наша духовная природа, так красиво отраженная в физическом мире, искажена грехом. Поэтому и принцип жертвы, как прорастания «из себя», заложенный в самой природе, часто подменяется утонченным эгоизмом.

О чем же здесь может идти речь в словах Иисуса? Что нужно «отрезать»? Например, нужно устроить ребенка в хороший институт, и вы пользуетесь своими связями, чтобы помочь ему обойти другого, которму, возможно, это нужнее. Тот ребенок – тоже чей-то сын, но не ваш, не плоть от вашей плоти… Так, в определенные моменты плоть может стать на нашем пути к Богу, загородить Его. И тогда без всякого сожаления, стоит ее «отрезать» (отрезать не живого человека, а свое намерение, идущее не от Бога).

Не всегда удается просто расставлять приоритеты и установить в своей жизни первозданную гармонию. Наша природа слишком ранена и подчас нуждается в срочной «операции». И подсказать, когда она необходима, может только Господь, Который приходит втайне от чужих глаз, не в громе и молнии, а в «веянии тихого ветра».

Russian