Пятница, 10 апреля

Ис 52, 13 — 53, 12; Пс 31; Евр 4, 14-16; 5, 7-9

Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесётся, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, — столько был обезображен более всякого человека лик Его, и вид Его — более сынов человеческих! Так многие народы приведёт Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чём не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали. Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошёл пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом. Но Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесёт жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесёт. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. Ис 52, 13 — 53, 12

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 31

Припев: Отче, в Твои руки предаю дух Мой.

На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; *
по правде Твоей избавь меня.
В Твою руку предаю дух мой; *
Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.

От всех врагов моих я сделался поношением *
даже у соседей моих
и страшилищем для знакомых моих; *
видящие меня на улице бегут от меня.
Я забыт в сердцах, как мёртвый; *
я — как сосуд разбитый.

А я на Тебя, Господи, уповаю; *
я говорю: Ты мой Бог.
В твоей руке дни мои; *
избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих.

Яви светлое лицо Твоё рабу Твоему; *
спаси меня милостью Твоею.
Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, *
все надеющиеся на Господа!

Имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твёрдо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Христос, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Своё благоговение. Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию; и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного. Евр 4, 14-16; 5, 7-9

 [Е] Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: [Н] не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — [Е] да сбудется сказанное в Писании: «разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий». Так поступили воины. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: [Х] Жено! се, сын Твой. [Е] Потом говорит ученику: [Х] се, Матерь твоя! [Е] И с этого времени ученик сей взял Её к себе. После того Иисус, зная, что уже всё совершилось, да сбудется Писание, говорит: [Х] жажду. [Е] Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: [Х] совершилось! [Е] И, преклонив главу, предал дух. Ин 19, 23-30

«Нет в Нем ни вида, ни величия»

Сегодня, в Страстную пятницу, мы размышляем о крестных страданиях Христа.

В первом чтении нам предлагается «Песнь о невинном страдальце» - это пророчество о Христе, не имеющее равных по своей силе. «Нет в нем ни вида, ни величия», «мы думали, что он был поражаем, наказуем, и уничижен Богом…»  - говорит Исаия в своем предвидении...  И действительно, мы видим в Евангелии, что Иисус постепенно перестает творить чудеса, и даже Его ученики перестают Его понимать и смотрят на него в недоумении. Что же удивляться, что фарисеи так уверены в Его поражении, видя Его распятым с преступниками? Даже те, в кого Он вложил всю свою любовь, всю Свою силу, кому Он явил столько чудес, не могут быть верными.  Иуда предал Его, Петр отрекся, другие разбежались еще раньше, чем Петр…

Может быть, только мать Его поняла Его до конца, стоя у креста. Может быть, Иоанн, - но кто знает, что он чувствовал в этот момент?

Не испытываем ли сегодня и мы хотя бы отчасти нечто подобное?, Мы не можем собраться в храме для совместной литургии, мы разделены и как будто обескровлены… Да, наверное, это не навсегда,  - но все-таки странный символ.  Может показаться, что Христос проиграл, что церковь Его не выдерживает испытаний, что нет в ней силы, и нечего ей сказать такого, что бы изменило мир.  Но именно в такой момент особенно уместно вспомнить слова, объясняющие смысл происходящего: «Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни».

Евхаристия сегодня, с Страстную Пятницу, не совершается не из-за пандемии, а  в память о том, как Христос Сам стал Евхаристией, отдавая Себя за нас. В крестных муках Он не имел возможности ощутить рядом Отца, Он мог только продолжать любить. И в этой любви Он оставался с Отцом единым.

Это не просто слова. Это значит, что и мы сегодня, подражая Иисусу, можем сами стать живым таинством.   В этом смысл церкви, ее миссия. Живая Евхаристия, живая любовь.  Конечно,  все это может казаться слишком возвышенным, когда мы не только любить, но даже и терпеть своего ближнего не всегда можем. Карантин – хорошая школа смирения.

   Нет любви, не хватает церковной поддержки, нет сил ? Но, если мы будем смиренно и упрямо, начиная с самого малого, отдавать то, чего у нас нет, вдруг окажется, что у нас все есть.   Господь умеет удивлять. Он явит в нас ту силу, которая, по словам Исайи «царей приведет в изумление». Главное – не сдаваться и доверять Христу так, как Он доверился Отцу – до конца.

Russian