Понедельник, 20 мая

Деян 14, 5-18а; Пс 115; Ин 14, 21-26
 
В те дни: Когда язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на Павла и Варнаву, чтобы посрамить и побить их камнями, они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их; и там благовествовали. В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них; Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши. И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы. Деян 14, 5-18а
 
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 115
Припев: Имени Господню подобает слава.
Не нам, Господи, не нам, †
но имени Твоему дай славу, *
ради милости Твоей, ради истины Твоей.
Для чего язычникам говорить: *
«где же Бог их»?
Бог наш на небесах; *
творит всё, что хочет.
А их идолы — серебро и золото, *
дело рук человеческих.
Благословенны вы Господом, *
сотворившим небо и землю.
Небо — небо Господу, *
а землю Он дал сынам человеческим.
 
В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Иуда — не Искариот — говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и мы придём к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Моё, но пославшего Меня Отца. Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам. Ин 14, 21-26
 
«и обитель у него сотворим»
 
«Кто любит Меня…, мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Как реализуется это обещание Иисуса в нашей жизни? В Евхаристии, через молитву после Причастия, мы остро осознаем Его присутствие в нас, погружаемся в Свет, поднимающийся из глубин сердца. Но потом начинаются будни, в которых мы испытываем совсем другие ощущения, время от времени ведем себя так, будто прекрасных минут встречи с Богом в Таинстве у нас и не было. Что происходит в этот период? Мы забываем о Том, Кто на самом деле пришел к нам не на пять минут, а навсегда? Или Он скромно удалился, поняв, что должного внимания к себе не дождется? Как видно из сегодняшнего Евангелия, апостолы тоже не понимали конкретного смысла слов о жизни Христа в человеке: «Что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» (Ин. 14, 22).
Иисус пребывает в каждом – независимо от возраста, статуса, вероисповедания. Даже отсутствие веры как осознанной убежденности в Его существовании Ему не помеха. Сколько людей, не считающих себя верующими, живут по Его заповедям, причем не на словах, а на деле, и любовь для них – естественное состояние! И как трудно порой любить воцерковленному христианину, принять не то, что представителей другой Церкви или другой религии, а своего собрата, практикующего иной обряд! Обитель, сотворенная Господом, в наших сердцах, может стоять наглухо запертой, а Он – жить там, как узник, если не придет Благодать Святого Духа. «…Дух Святой…, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26). «Научит» не в интеллектуальном плане – знаний о Боге у нас в головах выше крыши - а в том смысле, что приведет нас туда, где мы можем по-настоящему увидеть Иисуса и полюбить Его: к самому себе, к конкретным людям, для которых мы Им призваны, к работе, способной превратиться в язык диалога с Ним. Без Святого Духа Иисус так и останется посторонним, «начальником», что вправе требовать от нас только исполнения «должностных обязанностей» по посещению служб и соблюдению заповедей как формы этикета. В праздник Пятидесятницы, который уже не за горами, у нас будет шанс дать Духу возможность «напомнить», т .е. обновить восприятие Отца и Сына и почувствовать Святую Троицу во всей Ее таинственной цельности и личностной неповторимости каждого из Лиц как свою семью. Ощутить, что все, что мы читали в Библии, и о чем слышали в храме – Правда, и Бог на самом деле внутри нас.
Russian