Понедельник, 24 апреля

Деян 4, 23-31; Пс 2; Ин 3, 1-8
 
Быв отпущены, Пётр и Иоанн пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины. Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю, и море и всё, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: «что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его». Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твоё, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеление и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса. И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением. Деян 4, 23-31
 
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 2
Припев: Блажен, кто уповает на Господа Бога.
Зачем мятутся народы, *
и племена замышляют тщетное?
Восстают цари земли, †
и князья совещаются вместе *
против Господа и против Помазанника Его.
«Расторгнем узы их, *
и свергнем с себя оковы их».
Живущий на небесах посмеётся, *
Господь поругается им.
Тогда скажет им во гневе Своём, *
и яростью Своею приведёт их в смятение:
«Я помазал Царя Моего *
над Сионом, святою горою Моею».
Возвещу определение: †
Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; *
Я ныне родил Тебя.
Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе *
и пределы земли во владение Тебе.
Ты поразишь их жезлом железным; *
сокрушишь их, как сосуд горшечника.
 
Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришёл к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рождённое от плоти есть плоть; а рождённое от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: «должно вам родиться свыше». Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа. Ин 3, 1-8
 
«Дух дышит где хочет»
 
В сегодняшнем Евангелии Иисус говорит о рождении свыше, рождении «от Духа». Эти слова Христа относят и к таинству крещения, как принятия новой жизни через Христа, и вообще к обращению, к обновлению духовному, которое неизбежно касается всего существа человека, его жизни, его слов, дел, самого его облика.
Никодим сомневается, может ли человек родится, будучи стар. На нас давит наш опыт, наши ошибки и поражения тянут вниз... А Иисус предлагает новое рождение. И это рождение возможно потому, что оно на самом деле—и пробуждение... Дух Святой пробуждает в нас семя, посеянное Иисусом, помогает ему прорасти. Наши самые сокровенные желания, в которых мы даже себе не могли признаться, через веру обретают новую плоть, новое содержание, новое дыхание... Апостолы хотели удачи в рыбной ловле, а Он предложил им «ловить человеков...» (Лк 5, 10) Мы хотим быть счастливыми, хотим любви, хотим чувствовать себя важными, нужными, ценными. Но мы не можем верить в себя, не можем доверять людям, мы слишком разочарованы. А Иисус хочет нам дать через крещение и другие таинства, через опыт Его милосердия—новое сердце, не каменное, а плотяное ( см. Иез 36, 26). Это—то, что необходимо, чтобы вместе с Господом творить «Новое небо и новую землю» (см. Ис 65, 17), тот новый мир, живущий и дышащий любовью, который до конца осуществится только в вечности.
Мы видим огромную пропасть, отдаляющую нас самих от святости, и наш мир от чаемого «нового творения». Но Иисус говорит: «дух дышит, где хочет». Это значит, Он может проникать в самые грязные и темные уголки вселенной и человеческой души силой креста Христова, и вносить любовь туда, где ей, казалось бы, не место. Мы постоянно пытаемся начертить Богу какие-то границы, а у Него их нет. Он, призвавший мытаря и блудницу, дает надежду каждому. Верим ли мы этому?
 
 
Russian