Понедельник,12 ноября

Тит 1, 1-9; Пс 24; Лк 17, 1-6

Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию, в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времён, а в своё время явил Своё слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, — Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не склонен к насилию, не корыстолюбец, но гостеприимен, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать. Тит 1, 1-9

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 24

Припев: Блажен человек, ищущий Бога.

Господня земля и что наполняет её, *
вселенная и всё живущее в ней.
Ибо Он основал её на морях, *
и на реках утвердил её.

Кто взойдёт на гору Господню, *
или кто станет на святом месте Его?
Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, *
кто не клялся душою своею напрасно.

Тот получит благословение от Господа *
и милость от Бога, Спасителя своего.
Таков род ищущих Его, *
ищущих лица Твоего, Боже Иакова!

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Невозможно не прийти соблазнам; но горе тому, через кого они приходят. Лучше было бы ему, если бы мельничный жёрнов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему. И если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», — прости ему. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас. Лк 17, 1-6

«горе тому, через кого они приходят»

 Любая религия предъявляет высокие требования к человеку, поставленному на служение Богу. И моральные качества священника, перечисленные в Послании к Титу, - это норма, которую даже странно обсуждать.  Но, как в первые века христианства, так и сейчас «соответствовать занимаемой должности» очень сложно. И дело даже не в серьезных  преступлениях против нравственности (хотя в церковной среде и их хватает), а в каждодневных мелочных дрязгах, обидах, сплетнях и склоках, подобно паутине, опутывающих приходы, монашеские общины, высокие инстанции…  Люди – везде люди.  В сегодняшнем Евангелии Иисус говорит: «Невозможно не прийти соблазнам; но горе тому, через кого они приходят» (Лк. 17, 1). И в этих словах многим, вероятно, видится, неразрешимый парадокс – почему так страшна участь носителя соблазнов (лучше бы ему утонуть с мельничным жерновом на шее! – ср. Лк. 17, 2), если их возникновение неизбежно?  И разве тот, кто принес соблазн в мир, не становится его первой жертвой, также заслуживающей сочувствия?  А между тем, Иисус говорит именно о том, что порок разрушает прежде всего его носителя, и потому участь такого человека очень страшна. И, не желая никому смерти, Он предлагает особую «технологию» работы с грешником, основанную  на трех «китах»: откровенности, терпении и прощении.  По большому счету терпеть и прощать «до седмижды семидесяти раз» в состоянии только Господь. Мы лишь можем позволить Ему прощать людей в нас.  Но верим ли мы в то, что это возможно?  Как часто мы слышим себя больше, чем Иисуса, и голос нашей природы, говорящей о том, что согрешающий семь раз на дню безнадежен, заглушает Его  слово!  Мы слишком хорошо знаем, что жизнь – это не проповедь, и реальность устроена отнюдь на  Десяти заповедях.  Наша вера в присутствие любви Божьей вокруг и внутри нас заканчивается при  первой же нанесенной нам обиде.  И очень важно это понимать, не бояться в этом себе признаться и найти в себе силы сказать Иисусу вслед за апостолами: «Умножь в нас веру» (Лк. 17, 5). Их молитва родилась из острого осознания своей слабости в любви.  И в этом они похожи на нас. А значит – мы можем надеяться на обретение этой любви вместе с ними.

Russian