Понедельник, 17 сентября

 1 Кор 11, 17-26; Пс 40; Лк 7, 1-10

Братья: Не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения; чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. Далее, вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню. Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? не похвалю. Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, вкусите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание». Также и чашу после вечери и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт. 1 Кор 11, 17-26

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 40

Припев: Вот, иду я, Боже, исполнить Твою волю.

Жертвы и приношения Ты не восхотел; *
Ты открыл мне уши;
всесожжения и жертвы за грех *
Ты не потребовал.

Тогда я сказал: вот, иду; *
в свитке книжном написано о мне:
я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, *
и закон Твой у меня в сердце.

Я возвещал правду Твою *
в собрании великом;
я не возбранял устам моим: *
Ты, Господи, знаешь.

Да радуются и веселятся Тобою *
все, ищущие Тебя,
и любящие спасение Твоё *
да говорят непрестанно: «велик Господь!»

В то время: Когда Иисус окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошёл в Капернаум. У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин — просить Его, чтобы пришёл исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошёл с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей — сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой. Потому и себя самого не почёл я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идёт; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашёл Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим. Лк 7, 1-10

«сия чаша есть Новый Завет в Моей крови»

 Сегодня нам предложены очень разные чтения. В Первом послании к коринфянам даны интереснейшие сведения о зарождении христианской литургии и об отношении первых общин к таинству Евхаристии. Современному верующему удивительно и забавно читать о том, что многие  коринфские христиане понимали   евхаристическое собрание как возможность вкусно покушать, причем одни   объедали других – «иной бывает голоден, а иной упивается» (1Кор. 11, 21).  В такой обстановке терялся смысл Таинства, и священное действо, которое совершает Сам Иисус, как  прекрасно описывает Павел, воспринималось  лишь как предлог для общинных посиделок с едой. Сейчас, разумеется, мы себя так не ведем, мы прошли катехизацию и все понимаем,  но задуматься об участии в Евхаристии после этого чтения все же стоит.  При всей глубине  веры, знаний и подготовки мы все же люди, и, по словам отца Александра Меня, наши духовные батарейки периодически садятся.  Мы привыкаем к литургическому действу, утрачиваем эмоциональную остроту восприятия, бываем подавлены и озабочены жизненными проблемами, мешающими полностью погрузиться в Бога.  С одной стороны, это неизбежно и естественно для нашей природы, с другой – это необходимо преодолевать. Прежде всего – через осознание Литургии как величайшего чуда, дарованного любовью Христа.  В евангельском рассказе об исцелении слуги сотника самое сильное впечатление оставляет не столько само чудо, сколько отношение к нему римского центуриона – язычника, которого никто не «катехизировал». Он считает, что не заслужил даже визита Иисуса в свой дом, и его вера в Слово Божье, способное сотворить  чудо, велика настолько, что удивила Самого Бога.  Как нам открывается это Слово во время богослужения?  Хочется ли вернуться к нему еще раз дома или просто почитать любой фрагмент из Писания в свободное время?  Сегодня, к счастью, уже выросло несколько поколений, не знающих, как в нашей стране когда-то за чтение Библии сажали, в лучшем случае – увольняли с работы с соответствующими записями в документах, превращавшими человека в безработного изгоя. Ценим ли мы, что эти времена наконец-то кончились?  Пусть каждая возможность встречи со Словом и каждая Евхаристия будут вызывать в нас огромную благодарность Христу и Его Церкви. Пусть Господь углубит нашу веру в то, что, взяв в руки Библию, мы действительно можем пережить чудо исцеления и преображения всего нашего существа и всей нашей жизни.

Russian