Понедельник, 21 января

 

Евр 5, 1-10; Пс 110; Мк 2, 18-22

Всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающимся; потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»; как и в другом месте говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Своё благоговение. Хотя Он и Сын, однако страданиями научился послушанию; и, исполнившись совершенства, сделался для всех послушных Ему источником спасения вечного, быв наречён от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека. Евр 5, 1-10

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 110

Припев: Клялся Господь Бог — Ты священник Мой.

Сказал Господь Господу моему: *
воссядь одесную Меня,
доколе положу врагов Твоих *
в подножие ног Твоих.

Жезл силы Твоей †
пошлёт Господь с Сиона: *
господствуй среди врагов Твоих.

В день силы Твоей народ Твой готов *
во благолепии святыни;
из чрева прежде денницы *
подобно росе рождение Твоё.

Клялся Господь, *
и не раскается:
Ты священник вовек *
по чину Мелхиседека.

В то время: Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Иисусу и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься. Но придут дни, когда отнимется у них жених; и тогда будут поститься, в те дни. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелёной ткани: иначе вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет ещё хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвёт мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут. Но вино молодое надобно вливать в мехи новые. Мк 2, 18-22

«Доколе с ними жених, не могут поститься»

 

       Сегодняшний диалог Иисуса с учениками Иоанна Крестителя о посте затрагивает одну из глубочайших проблем духовной жизни, выходящую за рамки вопроса о «пищевом поведении». Пост – метафора конкретного образа жизни, имеющего много целей и среди них - осознание собственного несовершенства, а значит – покаяние, стремление к самопознанию и выявлению внутренних причин, мешающих близости с Богом.  Можно ли при этом радоваться?  Более того, позволительно ли, сознавая свою греховность, думать о собственном достоинстве и претендовать на социальное и духовное уважение?  Вопрос далеко не праздный: в церковной практике разных традиций до сих пор существует представление о покаянии как постоянном самобичевании (и позволении унижать себя всем, кому ни лень), а пост неотделим от скорби и строгости.  У такой жизненной концепции существует железное оправдание – аскетические подвиги раннехристианских отшельников и поучения средневековых старцев, особенно поражающие сознание неофитов, готовых в своем аскетическом энтузиазме не есть, не спать и непрерывно каяться.

    Ученики Иоанна – сурового аскета-пустынника – поражены тем, что Иисус и апостолы ведут совсем другую жизнь. При всем уважении к Своему Предтече, Иисус зовет Своих учеников не аскетизму, а к радости. Он «ест и пьет», готов смотреть сквозь пальцы на то, как апостолы, нарушая субботу (!), срывают колосья, чтобы насытиться.  Его жизненные принципы сформулированы в одной фразе: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними Жених?» (Мк. 2, 19).  Другими словами, пост как выражение постоянной скорби о грехах бессмыслен, если Бог – рядом с нами, потому что Его любовь сильнее греха и смерти. Иисус называет Себя Женихом, т.е., Тем, для Кого невеста дороже и прекрасней всех, и Кто решается навсегда связать с ней Свою жизнь.  И такое отношение Господа – повод и для великой радости, проникающей даже в покаяние, и для подлинного самоуважения. Увидеть свои недостатки на самом деле можно только сквозь отношения Иисуса, пронизанное любовью, и приняв Его любовь к себе – поделиться ею с другими. 

Russian