ВОСКРЕНЕСНЬЕ, 31 ЯНВАРЯ
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Втор 18, 15-20
Моисей сказал народу: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, — Его слушайте; так как ты просил у Господа, Бога твоего, при Хориве в день собрания, говоря: «да не услышу впредь гласа Господа, Бога моего, и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть». И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили. Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые будет говорить Моим именем, с того Я взыщу. Но пророка, который дерзнёт говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 95(94)
Припев: Послушайте глас Господа: сердец не закрывайте.
Приидите, воспоём Господу, *
воскликнем Богу, твердыне спасения нашего!
Предстанем лицу Его со славословием, *
в песнях воскликнем Ему.
Припев: Послушайте глас Господа: сердец не закрывайте.
Приидите, поклонимся, и припадём, *
преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего.
Ибо Он есть Бог наш, *
и мы — народ паствы Его и овцы руки Его.
Припев: Послушайте глас Господа: сердец не закрывайте.
О, если бы вы ныне послушали гласа Его: †
«Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, *
как в день искушения в пустыне,
где искушали Меня отцы ваши, *
испытывали Меня, и видели дело Моё».
Припев: Послушайте глас Господа: сердец не закрывайте.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
1 Кор 7, 32-35
Братья: Я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
ЕВАНГЕЛИЕ
Мк 1, 21-28
В Капернауме в субботу вошёл Иисус в синагогу и учил. И дивились Его учению; ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришёл погубить нас. Знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нём молва по всей окрестности в Галилее.
«Он учил их, как власть имеющий»
«Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники». Иногда мы видим людей, которые произносят одну и ту же речь, возможно, даже одними и теми же словами, но эта речь даёт совершенно разный эффект. Почему? Можно предположить, что, один не имеет академической подготовки утверждать это, а другой является авторитетом в этом вопросе. Но что именно дает уверенность нашим словам? Что даёт им в силу? Важно, что стоит за словами. Если вы исследователь, вы можете предоставить научные доказательства того, что вы утверждаете; точно так же, если вы страдали от чего-то, вынесли какой-то урок из проблемы, которая у вас была, то в ваших словах будет гораздо больше авторитета, чем у того, кто знает о проблеме понаслышке, например, читал про нее в интернете. Поэтому так важно, чтобы мы, передавая Евангелие, говоря о Слове Божьем, опирались на нашу собственную жизнь. Если наша жизнь будет иметь нравственный авторитет, то наши слова о Евангелии будут авторитетной проповедью. Что мне нужно, чтобы авторитетно говорить о Боге ? Пусть Бог имеет больше авторитета в моей жизни. В чём я до сих пор не слушал Его? О чём я ещё не спрашивал Бога?
«Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему». Необходимо сделать первый шаг: позволить Богу улучшить нашу жизнь, сделать её более полной и счастливой, а , исходя из этого, Он даст власть и нашей проповеди. Но это не последний шаг, потому что если Бог всесилен, и если наши слова передают Его, то, возрастая в верности Богу, в момент, когда мы приближаемся к жизни в святости, мы уже можем начинать проповедь. Эти уровни святости, - не просто теория. Святой Франциск Ассизский говорил с голубями, и они слушали его; Святая Роза Лимская говорила комарам, чтобы они позволили ей молиться, и комары перестали жалить его; святой Исидор Фермер просил Бога помочь ему с посевом, и ему помогали ангелы. Разве вокруг нас не могут быть ангелы? Возможно, не белые или крылатые, а те, кого имел в виду папа Франциск, говоря о «святости соседней двери», люди, которые очень интенсивно живут своей верой, чья жизнь вдохновляет нас быть лучше. Я могу упомянуть мою бабушку, которая каждый день вставала, чтобы пойти на мессу к 06:00. Она всегда шла, даже когда у неё болели ноги, даже когда она могла упасть и что-то сломать себе. Какие ангелы есть вокруг нас? Те, кто живёт святостью и счастьем. Давайте искать их и учиться у них; если этот мир ещё не потерян, отчасти это благодаря им.
ПОНЕДЕЛЬНИК, 1 ФЕВРАЛЯ
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Евр 11, 32-40
Братья: И что ещё скажу? Не достанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жёны получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в овечьих шкурах и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного: потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 31(30)
Припев: Господь укрепляет праведное сердце.
Как много у Тебя благ, *
которые Ты хранишь для боящихся Тебя
и которые приготовил уповающим на Тебя *
пред сынами человеческими!
Припев: Господь укрепляет праведное сердце.
Ты укрываешь их под покровом лица Твоего *
от мятежей людских;
скрываешь их под сенью *
от пререкания языков.
Припев: Господь укрепляет праведное сердце.
Благословен Господь, †
что явил мне дивную милость Свою *
в укреплённом городе!
Припев: Господь укрепляет праведное сердце.
В смятении моём я думал: *
«отвержен я от очей Твоих»;
но Ты услышал голос молитвы моей, *
когда я воззвал к Тебе.
Припев: Господь укрепляет праведное сердце.
Любите Господа, *
все праведные Его;
Господь хранит верных, *
и поступающим надменно воздаёт с избытком.
Припев: Господь укрепляет праведное сердце.
ЕВАНГЕЛИЕ
Мк 5, 1-20
В то время: Иисус и ученики Его пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом. Он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями; потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы; и никто не в силах был укротить его. Всегда, ночью и днём, в горах и гробах, кричал он и бился о камни. Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему. И, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня. Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошёл от пределов их. И когда Он вошёл в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. И пошёл, и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.
« и начали просить Его, чтобы отошел от пределов их»
В послании к Евреям апостол Павел рассказывает нам, какой силой и мощью может обладать вера человека. Проходя через многие испытания и страдания, не поколебавшись, она одерживает победу. Дорогие братья и сестры, давайте и мы, порассуждаем о том, какова наша вера сегодня. Насколько она крепка?
В современном мире мы привыкли надеяться больше на материальные блага, чем на Господа. Прогресс подарил нам много комфорта, многие проблемы перестали существовать. Если что-то болит, - ты выпил таблетку, хочешь увидеть кого-то, кто очень далеко- можно сделать видеозвонок. Общение все чаще и чаще переходит в социальные сети. Оплаты и переводы денег осуществляются в секунды, да и вообще ритм нашей жизни очень сильно рванул вперед. В этой суете, в век новых технологий, задумываемся ли мы о Господе? И учимся ли мы возлагать на Него наши надежды, ожидания, стремления?
В сегодняшнем Евангелии жители страны Гадариинской испугались Иисуса Христа.
Он спасает человека, избавляя его от легиона злых духов, но они видят, как с позволения Иисуса погибает целое стадо свиней. Они не понимают всего, потому что не были свидетелями диалога Христа с бесами. Они смотрят только на материальную потерю, а не на спасение чей-то души. Вероятно, мы тоже можем много не видеть и не понимать. Оказавшись в неприятной ситуации, мы начинаем роптать на Господа, не понимая того, что все могло бы быть хуже, если не Христос!
Будем же учиться доверять Господу не смотря ни на что и искать Его воли в нашей жизни!
ВТОРНИК, 2 ФЕВРАЛЯ
Евр 2, 14-18
Как дети причастны плоти и крови, то и Иисус также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всём уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 24(23)
Припев: Бог Всемогущий, Господь сил — Царь славы.
Поднимите, врата, верхи ваши, †
и поднимитесь, двери вечные, *
и войдёт Царь славы!
Припев: Бог Всемогущий, Господь сил — Царь славы.
Кто сей Царь славы? — †
Господь крепкий и сильный, *
Господь, сильный в битве.
Припев: Бог Всемогущий, Господь сил — Царь славы.
Поднимите, врата, верхи ваши, †
и поднимитесь, двери вечные, *
и войдёт Царь славы!
Припев: Бог Всемогущий, Господь сил — Царь славы.
Кто сей Царь славы? — †
Господь сил, *
Он — Царь славы.
Припев: Бог Всемогущий, Господь сил — Царь славы.
ЕВАНГЕЛИЕ
ДЛИННЫЙ ВАРИАНТ
Лк 2, 22-40
Когда исполнились дни очищения Марии по закону Моисееву, принесли Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий первенец мужеского пола был посвящён Господу, и чтобы принести в жертву, по сказанному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога, и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нём.
«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко»
Сегодня мы отмечаем праздник Сретения Господня. Старец Симеон встречается с младенцем – Христом, происходит таинственное узнавание … Удивительно действие Духа Святого, который позволил Симеону увидеть в младенце Спасителя. Более того, Симону открылась судьба Христа в мире, и судьба Его матери «тебе же самой оружие пройдет душу»… Но он благословляет Бога за эту встречу, в которой видит итог своей жизни. Пророчица Анна тоже узнает в Иисусе того, кого она ждала, молясь день и ночь в храме.
Кто для них Иисус и кто Он для нас? Он – не тот, с кем уютнее и проще жить. Иисус, по словам Симеона, «лежит на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий…». Это касается не только веры и неверия. Христос не дает инструкций на все случаи жизни, не решает всех проблем сразу, более того, с Ним мы задаем себе новые, более острые вопросы.
И в то же время – Он – тот, кого ждали, Он – ответ и разгадка тайны нашей жизни, в Нем уже сосредоточено все, чего мы искали. Симеон, увидев живого Христа, счастлив, потому что его главное желание исполнено, он получил ответ.
Как же отвечает нам Иисус? Не словами, не теорией, не инструкцией. Он отвечает Своей жизнью и смертью, в которых явлена вся любовь Отца. Он – живая притча, живая картина, рассказывающая о том, что такое человек для Бога. Но, если мы будем просто созерцать эту картину, как что-то прекрасное, но далекое от нас, мы ничего не поймем. Должна произойти Встреча. Нужно войти внутрь тайны Христа. Для этого Он приходит к нам в Евхаристии, совсем маленьким, каким когда-то пришел к Симеону. Что же это значит, быть причастными Христу? Чтобы это понять, надо этого очень сильно захотеть, и сказать: « Господи, я хочу быть с Тобой! Помоги мне понять и принять Тебя до конца! Войди в мою жизнь, как Ты вошел в мою плоть и кровь!»
СРЕДА, 3 ЯНВАРЯ
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Евр 12, 4-7. 11-15
Братья: Вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает». Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени; и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 103(102)
Припев: Милость Господня к боящимся Его.
Благослови, душа моя, Господа, *
и вся внутренность моя — святое имя Его.
Благослови, душа моя, Господа, *
и не забывай всех благодеяний Его.
Припев: Милость Господня к боящимся Его.
Как отец милует сынов, *
так милует Господь боящихся Его.
Ибо Он знает состав наш, *
помнит, что мы — прах.
Припев: Милость Господня к боящимся Его.
Милость же Господня от века и до века *
к боящимся Его,
и правда Его на сынах сынов, *
хранящих завет Его.
Припев: Милость Господня к боящимся Его.
ЕВАНГЕЛИЕ
Мк 6, 1-6
В то время: Иисус пришёл в Своё отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? не здесь ли, между нами, Его сёстры? И соблазнялись о Нём. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и у сродников и в доме своём. И не мог совершить там никакого чуда; только, на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их. Потом ходил по окрестным селениям и учил.
«Вы ещё не до крови сражались»
Святой апостол Павел пишет в своем послании: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха». На самом деле, борьба со грехом - это не милые игрушки, иногда мы должны сражаться «до крови». Грех может маскироваться под что-то хорошее, и, если в духовном плане мы находимся не в лучшем состоянии, нам может казаться, что, отказываясь от греха, мы даже что-то теряем. Но мы должны помнить, что самое главное – это состояние нашей души и наших отношений с Господом.
Иисус также пережил множество искушений: в пустыне Его искушал дьявол, и в Гефсиманском саду Он тоже пережил своего рода искушение отказаться от воли Господа, но, молясь всю ночь до кровавого пота, Он в конце концов сказал: «Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет»(Лк. 22: 42).
Мы должны помнить о том, что и в нашей жизни может случиться подобная Гефсиманская ночь, где подобно Иисусу мы должны будем сделать свой выбор в пользу воли Отца. И от нас может понадобиться настоящее мужество, чтобы преодолеть и пережить ситуации, которые нам могут показаться очень сложными. Но, на самом деле, они послужат для нашего укрепления и становления и мы получим наш «мирный плод праведности».
Поэтому, если мы по-настоящему с Господом, даже несмотря на такие ситуации и их последствия, они в итоге служат нам только во благо, ведь мы только больше осознаем тот драгоценный дар, который имеем - веру в Господа, который всегда пребудет с нами и всегда нас будет одаривать Своей любовью, верой и надеждой.
ЧЕТВЕРГ, 4 ЯНВАРЯ
Евр 12, 18-19. 21-24
Братья: Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнём, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, И столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «я в страхе и трепете». Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 48(47)
Припев: Приняли мы, Боже, благость Твою в храме.
Велик Господь и всехвален *
во граде Бога нашего, на святой горе Его.
Прекрасная возвышенность, *
радость всей земли.
Припев: Приняли мы, Боже, благость Твою в храме.
Гора Сион; на северной стороне её *
город великого Царя.
Бог в жилищах его ведом, *
как заступник.
Припев: Приняли мы, Боже, благость Твою в храме.
Как слышали мы, так и увидели *
во граде Господа сил,
во граде Бога нашего; *
Бог утвердит его на веки.
Припев: Приняли мы, Боже, благость Твою в храме.
Мы размышляли, Боже, о благости Твоей *
посреди храма Твоего.
Как имя Твоё, Боже, †
так и хвала Твоя до концов земли; *
десница Твоя полна правды.
ЕВАНГЕЛИЕ
Мк 6, 7-13
В то время: Иисус, призвав Двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд. И сказал им: если где войдёте в дом, оставайтесь в нём, доколе не выйдете из того места. И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Они пошли, и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом, и исцеляли.
«И заповедал им ничего не брать в дорогу»
В сегодняшнем евангельском чтении Господь посылает своих апостолов на миссию. Они идут по два, не берут с собой ничего лишнего. Господь наделяет их даром исцелять больных и изгонять бесов. Это очень важно: они призваны не только проповедовать, то есть, рассказывать об учении Христа, но и свидетельствовать своим даром о том, что Он - Бог и Сын Божий. Однако в том, что апостолы наделены этим даром, есть еще один смысл. Апостолы посланы не только «от Бога, но и «к» людям. Их задача связать Бога и людей, показать, что Бог милостив и готов исцелять человеческие страдания, а не принимать от них жертвы и поклонение, подобно грозным языческим божествам. Люди слабы, люди болеют и душой, и телом, но все они чада Божии, и то, что апостолы посланы лечить, говорит о том, что Бог через них изливает любовь на Своих людей.
Правда, в этом же чтении мы видим упоминание о тех, кто не хочет принимать апостолов, то есть, Божью волю и Божью милость в их лице. И здесь Бог повелевает апостолам с горечью, но и с уважением к свободе человеческой воли, отрясти прах жилища таких людей со своих ног. Нам стоит всегда помнить об этом повелении Господа. Когда кто-то упорствует и не хочет принимать от нас доброе, не хочет верить в Бога и любовь, как главный двигатель мира, не хочет жить по законам добра и любви, заповеданным Им, мы можем отвернуться, препоручив такого человека Божьему суду, и направиться к другим. Но надо остерегаться, чтобы не оказаться самим в положении такого же упорствующего, отворачивающегося от Бога. Бог с уважением относится к воле человека, отказывающегося от его помощи, но каково после этого жить человеку?
ПЯТНИЦА, 5 ЯНВАРЯ
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Евр 13, 1-8
Братья: Братолюбие между вами да пребывает. Гостеприимства не забывайте; ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя»; так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и Слово Божие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 27(26)
Припев: Господь, Ты мой свет и спасение моё.
Господь свет мой и спасение моё: *
кого мне бояться?
Господь крепость жизни моей: *
кого мне страшиться?
Припев: Господь, Ты мой свет и спасение моё.
Если ополчится против меня полк, *
не убоится сердце моё;
если восстанет на меня война, *
и тогда буду надеяться.
Припев: Господь, Ты мой свет и спасение моё.
Ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей *
в день бедствия;
скрыл бы меня в потаённом месте селения Своего; *
вознёс бы меня на скалу.
Припев: Господь, Ты мой свет и спасение моё.
Я буду искать лица Твоего, Господи. †
Не скрой от меня лица Твоего. *
Не отринь во гневе раба Твоего.
Ты был помощником моим; *
не отвергни меня и не оставь меня.
Припев: Господь, Ты мой свет и спасение моё.
ЕВАНГЕЛИЕ
Мк 6, 14-29
В то время: Царь Ирод, услышав об Иисусе, — ибо имя Его стало гласно, — говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мёртвых, и потому чудеса делаются им. Другие говорили: это Илия. А иные говорили: это пророк, или как один из пророков. Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мёртвых. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего; потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским. Дочь Иродиады вошла, плясала, и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю, и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился; но, ради клятвы и возлежавших с ним, не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошёл, отсёк ему голову в темнице, и принёс голову его на блюде, и отдал её девице, а девица отдала её матери своей. Ученики его, услышав, пришли, и взяли тело его, и положили его во гробе.
«проси у меня, что хочешь, и дам тебе»
«Проси у меня, что хочешь, и дам тебе» - этими словами, обращенными к юной танцовщице, Ирод подписал смертный приговор пророку. Правда, у него была еще возможность отказаться от своих, и не уничтожать вместе с Иоанном остатки своей совести… Ведь Иоанн был для Ирода шансом остановиться. Все дрожали перед ним, как перед злодеем, а пророк говорил правду, как человеку: « не должно тебе иметь жены брата твоего». Но Ирод из ложного стыда не смог обратиться. Он запутался в паутине лжи и тщеславия, сплетенной им самим.
На ком сегодня хочется больше остановить внимание – это на «возлежащих с ним». На тех, кто, наверное, его презирал и боялся, но делил с ним пиршество и развлечения. Они не остановили Ирода, хотя могли бы. Все эти люди, как и Саломея, не знающая своей вины, отказались от выбора и оценки и этим погубили пророка. Такие люди есть во все времена. Кто же они – безгласные пособники зла, молчаливые свидетели убийств? Слишком многих придется нам осудить, если взять на себя роль судей.
Но неужели и мы никогда не были орудиями неправды? Может быть, это не касалось таких ярких событий, но в духовном мире мелочей нет. Как же противостать искушению? Если у нас нет смелости или вдохновения подать голос, можно хотя бы избегать тех контекстов, где « молчание – знак согласия», и просить у Господа света и сил . Бегство не всегда является чем-то постыдным. Отступить достойнее, чем сдаться злу. Господь нам поручил не все сразу, надо видеть, где именно – наше место сегодня. За столом Ирода все вовлечены в одно настроение, там нет места слову правды. И быть за таким столом может позволить себе лишь тот, кто готов вступиться за Иоанна…
CУББОТА, 6 ЯНВАРЯ
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Евр 13, 15-17. 20-21
Чтение Послания к Евреям.
Братья: Будем через Иисуса непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности; ибо таковые жертвы благоугодны Богу. Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно заботятся о душах ваших, как обязанные дать отчёт; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая: ибо это для вас неполезно. Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Слово Божие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 23(22)
Припев: Господь — Пастырь мой; не буду я нуждаться.
Господь — Пастырь мой; *
я ни в чём не буду нуждаться.
Он покоит меня *
на злачных пажитях.
Припев: Господь — Пастырь мой; не буду я нуждаться.
Водит меня к водам тихим. *
Подкрепляет душу мою.
Направляет меня на стези правды *
ради имени Своего.
Припев: Господь — Пастырь мой; не буду я нуждаться.
Если я пойду и долиною смертной тени, *
не убоюсь зла, потому что Ты со мной;
Твой жезл и Твой посох — *
они успокаивают меня.
Припев: Господь — Пастырь мой; не буду я нуждаться.
Ты приготовил предо мною трапезу *
в виду врагов моих;
умастил елеем голову мою; *
чаша моя преисполнена.
Припев: Господь — Пастырь мой; не буду я нуждаться.
Так, благость и милость да сопровождают меня *
во все дни жизни моей,
и я пребуду в доме Господнем *
многие дни.
Припев: Господь — Пастырь мой; не буду я нуждаться.
ЕВАНГЕЛИЕ
Мк 6, 30-34
В то время: Собрались Апостолы к Иисусу, и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного. Ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни. Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их. И бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. Иисус, выйдя, увидел множество народа, и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.
«и сжалился над ними»
Жизнь Иисуса – это постоянный тяжелый труд. Учить, лечить, постоянно быть среди людей – это очень сложно и физически. И психологически. Что мешает Ему установить жесткие рамки для общения, «приемные часы», вне которых Его нельзя беспокоить? Но… «Увидел множество народа и сжалился над ними» (Мк. 6, 34). Однако самое страшное – не телесная усталость, а постоянное столкновение с убогим прагматизмом толпы. «Вы ищете Меня…, потому что ели хлеб и насытились» (Ин. 6, 26). Сотни людей рвутся к Нему, чтобы получить пищу, здоровье, благополучие. И это, разумеется, нормально. Но будет ли нужен Иисус этим людям после обретения желаемого? Где благочестие тех, кто ежедневно ставил свечки за больного родственника, после его выздоровления? Где духовная жизнь детей, стоит репетитору назначить свой урок в воскресенье? Где заповеди, если впереди замелькали большие деньги, которые можно получить только ценой греха? Зачем иметь дело с такими «верующими? Но – Он сжалился над ними… Ну и наконец – неужели Господу, видящему людей насквозь, ни разу не приходила мысль о бессмысленности всей Его огромной работы? Сколько человек поймут Его проповеди, и сколько понявших будут жить по ним или хотя бы пытаться? А сегодня сколько врачей, педагогов, социальных работников подались в менеджеры и офисные клерки не из-за маленькой зарплаты, а из-за ощущения, что ни ученики, ни пациенты не стоят потраченных на них усилий! Иисус идет на смерть и знает, что это даст людям новые возможности, но не изменит их к лучшему, а свободу от первородного греха по-прежнему будут реализовывать единицы. И, возможно, ощущение ненужности Его жертвы людям было одним из самых тяжелых гефсиманских искушений. Но - Он сжалился над ними…
- Log in to post comments