Вторник, 7 апреля

Ис 49, 1-6; Пс 71; Ин 13, 21-33. 36-38

Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Моё. И соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изострённою; в колчане Своём хранил Меня. И сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь. А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и тщетно истощал силу Свою. Но Моё право у Господа, и награда Моя у Бога Моего. И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтён в очах Господа, и Бог Мой — сила Моя. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Моё простёрлось до концов земли. Ис 49, 1-6

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 71

Припев: Устами возвещаю спасение Господне.

На Тебя, Господи, уповаю; *
да не постыжусь вовек.
По правде Твоей избавь меня и освободи меня; *
приклони ухо Твоё ко мне, и спаси меня.

Будь мне твёрдым прибежищем, *
куда я всегда мог бы укрываться;
Ты заповедал спасти меня, †
ибо твердыня моя и крепость моя Ты. *
Боже мой! избавь меня из руки нечестивого.

Ибо Ты — надежда моя, Господи Боже, *
упование моё от юности моей.
На Тебе утверждался я от утробы; *
Ты извёл меня из чрева матери моей.

Уста мои будут возвещать правду Твою, †
всякий день благодеяния Твои; *
ибо я не знаю им числа.
Боже! Ты наставлял меня от юности моей, *
и доныне я возвещаю чудеса Твои.

В то время: Собравшись с двенадцатью учениками Своими, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Пётр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошёл в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: «купи, что нам нужно к празднику», или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нём. Если Бог прославился в Нём, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его. Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь. Симон Пётр сказал Ему: Господи! куда Ты идёшь? Иисус отвечал Ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдёшь за Мною. Пётр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя. Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоёт петух, как отречёшься от Меня трижды. Ин 13, 21-33. 36-38

«что делаешь, делай скорее»

Почему Иисус не останавливает Иуду? Написанное все равно совершится, но почему не спасти от страшного греха вот этого человека, который здесь, за одним столом? Только лишь для того, чтобы сбылось написанное? Первосвященники все равно узнают, где найти Иисуса, чтобы учинить расправу, и написанное сбудется. Но не спасти ли Иуду? он совсем рядом, его ведь можно удержать!

Однако в том и заключается великая тайна Божественной любви к человеку, что Бог никогда и ни за что не станет спасать кого-либо без его желания. Свобода, предоставленная Богом человеку, беспредельна и иногда чудовищна: Бог готов скорее умереть, чем посягнуть на эту свободу! Не будет уговоров, не будет и мольбы о пощаде: «Что делаешь, делай скорее». Иди уже; ведь ты так решил.

Но почему, почему эта свобода так важна и неприкосновенна? Она же вечно больно ранит нас, ибо мы не умеем ею пользоваться. Из-за нее стало возможно само Грехопадение прародителей, и дальнейшая Священная история показывает, как опасен для человека этот дар, который люди столь часто обращают себе во вред! И тем не менее – это корневая, фундаментальная ценность, неотъемлемая характеристика нашей человеческой природы, причина наших бед, но и предмет упований, и божественных обетований. Почему же?

Да потому, что свобода – необходимое условие существования любви. Она как физраствор, без которой любовь не может существовать. Мог ли Всемогущий Бог не допустить Грехопадения, просто сотворив людей автоматически любящими только Его? Мог. Но была бы это любовь? Нет. Потому что любовь существует только там, где есть возможность ее выбрать или отвергнуть. Нет любви там, где любимого удерживают насильно, с помощью манипуляций или магии. Бог хочет только любви, без малейшего принуждения. Поэтому дарует человеку такую безграничную свободу – вплоть до свободы убить Бога. Но Он ждет любви; смысл и цель нашей свободы именно в этом – научиться любить. Научиться выбирать любовь.

Russian