Вторник, 19 ноября

 2 Макк 6, 18-31; Пс 3; Лк 19, 1-10

В те дни: Был некто Елеазар, из первых книжников, муж уже достигший старости, но весьма красивой наружности: его принуждали, раскрывая ему рот, есть свиное мясо. Предпочитая славную смерть опозоренной жизни, он добровольно пошёл на мучение, и плевал, как надлежало решившимся устоять против того, чего из любви к жизни не дозволено вкушать. Тогда приставленные к беззаконному жертвоприношению, знавшие этого мужа с давнего времени, отозвав его, наедине убеждали его принести им самим приготовленные мяса, которые мог бы он употреблять, и притвориться, будто ест назначенные от царя жертвенные мяса, дабы через это избавиться от смерти и по давней с ними дружбе воспользоваться их человеколюбием. Но он, утвердившись в доброй мысли, достойной его возраста и почтенной старости, и достигнутой им славной седины, и благочестивого издетства воспитания, а более всего — святого и Богом данного законоположения, соответственно сему отвечал, и сказал: немедленно предать смерти; ибо недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешёл в язычество, и сами вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость. Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей, но не избегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти. Посему, мужественно расставаясь теперь с жизнью, сам я явлюсь достойным старости, а юным оставлю добрый пример — охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы. Сказав это, он тотчас пошёл на мучение. Тогда и те, которые вели его, незадолго пред сим оказанное ему доброжелательство изменили в ненависть по причине вышесказанных слов, ибо они почли их за безумие. Готовясь уже умереть под ударами, он, восстенав, произнёс: Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душою охотно терплю их по страху пред Ним. И так скончался он, оставив в смерти своей не только юношам, но и весьма многим из народа образец доблести и памятник добродетели. 2 Макк 6, 18-31

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 3

Припев: Господь мой защитник, Бог моя твердыня.

Господи! как умножились враги мои! *
Многие восстают на меня;
многие говорят душе моей: *
«нет ему спасения в Боге».

Но Ты, Господи, щит предо мною, *
слава моя, и Ты возносишь голову мою.
Гласом моим взываю к Господу, *
и Он слышит меня со святой горы Своей.

Ложусь я, сплю, и встаю: *
ибо Господь защищает меня.
Не убоюсь тем народа, *
которые со всех сторон ополчились на меня.
Восстань, Господи! *
спаси меня, Боже мой!

В то время: Иисус вошёл в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он; но не мог за народом, потому что мал был ростом. И, забежав вперёд, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его; потому что Ему надлежало проходить мимо неё. Иисус, когда пришёл на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошёл и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашёл к грешному человеку. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее. Лк 19, 1-10

«ныне пришло спасение дому сему»

 

Никто не любит налоговых инспекторов, но в Древнем Израиле неприязнь к мытарям имела еще и религиозные основания. Подать собиралась римскими монетами, на которых было изображение императора. Иудейская религия запрещала изображения людей, поэтому такие монеты считались нечистыми, а мытари, все время имевшие с ними контакт – автоматически принимали на себя эту скверну. Именно поэтому мытарь в Священном Писании приравнивается к грешнику и блуднице. В глазах всех окружающих у Закхея не могло быть никакого общения с Иисусом. Помимо этого, для встречи с Иисусом Закхей имел и личное препятствие – малый рост. Сердцеведец Бог не видит всех этих препятствий. Об этом много сказано. Но давайте скажем и о видении Закхея. Его жажда Бога настолько сильна, что он тоже ни во что не ставит все людские ограничения, и это его шаг навстречу Богу. Лицезрение Иисуса для Закхея становится спасительным, и это для него настолько ценно, что накопленные богатства утрачивают значение. А ведь деньги – это то, чем он жил всю предыдущую жизнь. Деньги давали ему возможность возвышаться над теми, кто его презирал, но за это его презирали еще сильнее; то был нескончаемый круг, из которого не выйти. И вдруг, может быть, впервые в жизни, этот алчный человек испытывает стремление отдавать, а не брать! Награда от Бога следует незамедлительно: Иисус называет его сыном Авраама! Его, мытаря и грешника, отринутого от общения, продавшего свое достоинство за римские динарии – Учитель при всех называет сыном Авраама! Вот путь возвышения Закхея: деньги – смоковница – сын Авраама. Помимо многого прочего, этот глубокий евангельский сюжет дает нам поразмыслить об истинных и мнимых ценностях, а также о том, что самый ничтожный в наших глазах человек может оказаться исполенным истинного достоинства. В Боге, и только в Нем, наши истинные ценности и наше подлинное достоинство.

Russian