Вторник, 16 января

1 Цар (1 Sam) 16, 1-13; Пс 89; Мк 2, 23-28
 
В те дни: И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царём над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя. И сказал Самуил: как я пойду? Саул услышит и убьёт меня. Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада, и скажи: «я пришёл для жертвоприношения Господу». И пригласи Иессея к жертве; Я укажу тебе, что делать тебе, и ты помажешь Мне того, о котором Я скажу тебе. И сделал Самуил так, как сказал ему Господь. Когда пришёл он в Вифлеем, то старейшины города с трепетом вышли навстречу ему, и сказали: мирен ли приход твой? И отвечал он: мирен, для жертвоприношения Господу пришёл я; освятитесь и идите со мною к жертвоприношению. И освятил Иессея и сыновей его, и пригласил их к жертве. И когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его! Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце. И позвал Иессей Аминадава, и подвёл его к Самуилу, и сказал Самуил: и этого не избрал Господь. И подвёл Иессей Самму, и сказал Самуил: и этого не избрал Господь. Так подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал Иессею: никого из этих не избрал Господь. И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть ещё меньший; он пасёт овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обедать, доколе не придёт он сюда. И послал Иессей, и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. И сказал Господь: встань, помажь его; ибо это он. И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошёл в Раму. 1 Цар (1 Sam) 16, 1-13
 
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 89
Припев: Я обрёл Давида, раба Моего.
Некогда говорил Ты в видении *
святому Твоему, и сказал:
«Я оказал помощь мужественному, *
вознёс избранного из народа.
Я обрёл Давида, раба Моего, *
святым елеем Моим помазал его.
Рука Моя пребудет с ним, *
и мышца Моя укрепит его.
Он будет звать Меня: Ты отец мой, *
Бог мой и твердыня спасения моего.
И Я сделаю его первенцем, *
превыше царей земли».
 
Случилось Господу в субботу проходить засеянными полями; и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошёл он в дом Божий, при первосвященнике Авиафаре, и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы. Мк 2, 23-28
 
«человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце»
 
В первом сегодняшнем чтении рассказывается об избрании Давида Богом. Будущий великий царь иудеев, создатель псалмов и земной прародитель Иисуса предстает в этом отрывке невысоким, не слишком бросающимся в глаза юношей. Отец чуть ли не забывает о нем, когда показывает одного за другим всех своих сыновей. Но именно Давиду суждена великая роль в истории. Бог имеет свои резоны, в Его глазах ценны совсем другие достоинства, чем мы привыкли считать здесь на земле. И Бог видит будущее, которого мы не знаем, не можем знать. Бесполезно пытаться утвердить наши человеческие представления, как что-то, сопоставимое с Божественным, а то и заменяющее его. И в Евангельском чтении как раз говорится об одной подмене Божественного человеческим, которую многие из нас, так или иначе, делают. Речь идет о вере в обряд, а не в то, что стоит за ним. Что важнее. «суббота», то есть свод правил и обязательств верующего, или его вера и понимание Божьей воли? «Обрядоверие», которому мы, христиане, часто бываем подвержены, уводит нас от Бога. Ведь гораздо проще выучить правила, выучить, к примеру, когда на Мессе надо вставать на колени, когда можно сесть, какими словами отвечать – все это гораздо легче, чем понять истинный смысл Божественной Евхаристии. Слов нет, обряд очень важен там, где мы входим в сферу потусторонней жизни: без обряда нам трудно отрешиться от повседневной суеты и наших человеческих хлопот. Ведь и для иудеев соблюдение субботы было очень важным знаком посвящения себя Богу, помогло выжить в рассеянии среди других народов. Обряд – внешняя сторона веры, он связан с ней, но он не может, не должен подчинить себе истинную веру. Мы не можем глядеть на мир и других людей глазами Бога, но мы должны помнить, что наш человеческий взгляд очень ограничен, и за ним существует другой, более глубокий взгляд. Пусть же Господь открывает каждому из нас Свою волю и даст почувствовать Его любящий взгляд, обращенный на каждого из нас!
Russian