Вторник, 25 февраля

Иак 4, 1-10; Пс 55; Мк 9, 30-37

Возлюбленные: Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете, и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем большую даёт благодать; посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесёт вас. Иак 4, 1-10

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 55

Припев: На Бога возложи заботы Твои.

И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? *
я улетел бы и успокоился бы.
Далеко удалился бы я, *
и оставался бы в пустыне».

Поспешил бы укрыться *
от вихря, от бури.
Расстрой, Господи, *
и раздели языки их.

Ибо я вижу насилие *
и распри в городе;
днём и ночью ходят они кругом *
по стенам его.

Возложи на Господа заботы твои, *
и Он поддержит тебя.
Никогда не даст Он *
поколебаться праведнику.

В то время: Удаляясь от горы, Иисус и ученики Его проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил учеников Своих и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись. Пришёл в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чём дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал Двенадцать, и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них, и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Моё, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня. Мк 9, 30-37

«И, взяв дитя, поставил посреди них»

Человеком движет стремление занять более важный пост, стяжать больше богатства, чем у соседа, превзойти других силой или умом. Чувство превосходства придает нам уверенности, дарит иллюзию защищенности.

Но сегодня и Апостол, и евангелист вычерчивают перед нами обратную перспективу, которой характеризуется Царство Небесное. Христос решительно разворачивает вектор значимости человека в обратную сторону, ставя перед апостолами ребенка. В социальном отношении ребенок занимает самую низкую ступень. И вот он, такой маленький, хрупкий и беззащитный – приравнивается в своем достоинстве к Богу. Но почему?

В Царстве Небесном, в мире обратной перспективы, крупное и значимое становится мелким и ничтожным. Для Бога неважны наши должности и регалии, владение языками или спортивные достижения. Не будем забывать, что для спасения не играет роли даже наше благочестие: ведь мы спасаемся не благочестием, а исключительно благодатью. Спасение – дар, его невозможно заслужить.

Ребенок находится в таком отношении к миру, о котором взрослые уже забыли. Ему не приходится рассчитывать на свои силы, поэтому он ждет помощи извне. Он не добывает себе пищу и все необходимое для жизни, он просто принимает все это. Ничего не имея, он тем не менее находится в состоянии беспечного доверия к окружающему миру. Такова модель отношения человека с Богом, которую проповедует Христос и подхватывает Апостол. Упование и доверие – вот что должно стать главным в наших отношениях с Богом.

Russian