среда, 24 мая

Деян 17, 15. 22 — 18, 1; Пс 148; Ин 16, 12-15
 
В те дни: Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились. И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашёл и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и всё, что в нём. Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворённых храмах живёт и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и всё. От одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас. Ибо мы Им живём и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться. Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределённого Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мёртвых. Услышав о воскресении мёртвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Итак Павел вышел из среды их. Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними. После сего Павел, оставив Афины, пришёл в Коринф. Деян 17, 15. 22 — 18, 1
 
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 148
Припев: Полны небеса и земля славы Твоей.
Хвалите Господа с небес, *
хвалите Его в вышних.
Хвалите Его, все Ангелы Его, *
хвалите Его, все воинства Его.
Припев: Полны небеса и земля славы Твоей.
Цари земные и все народы, *
князья и все судьи земные,
юноши и девицы, *
старцы и отроки.
Припев: Полны небеса и земля славы Твоей.
Да хвалят имя Господа; *
ибо имя Его единого превознесено,
слава Его на земле *
и на небесах.
Припев: Полны небеса и земля славы Твоей.
Он возвысил рог народа Своего, *
славу всех святых Своих,
сынов Израилевых, *
народа, близкого к Нему.
 
Припев: Полны небеса и земля славы Твоей.
В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам. Всё, что имеет Отец, есть Моё; потому Я сказал, что от Моего возьмёт и возвестит вам. Ин 16, 12-15
 
«об этом послушаем тебя в другое время»
 
Читая проповедь Павла в афинском ареопаге, невольно представляешь себе наших скептичных современников, любящих обсуждать сенсации и новые теории, упражняя интеллект. Праздные слушатели, они не собираются отдавать жизнь за истину и готовы слушать, пока это не доставляет дискомфорта. Не поступаем ли мы так же, читая Евангелие выборочно, пропуская «неудобные» места? Не смеемся ли высокомерно над людьми, говорящими о вещах, которые мы не можем вместить? Слыша слова Евангелия много раз, можно не осознавать их новизну, но вдруг в какой-то момент открывается их истинный смысл. Например, что Бог создал все народы от «одной крови». Мы все родственники по крови человеческой, а значит и Христовой. Нас объединяет Бог, а не рукотворный храм. Людям до сих пор трудно это осознать, ведь Бог открывается нам в меру того, сколько мы можем вместить, и даже, когда нам кажется, что мы все поняли, на самом деле, это всего лишь маленькая искорка истины. Можно представить, как трудно было Павлу достучаться до людей, которые заранее все знали и пришли поразвлечься. В похожей ситуации, мы можем учиться у него не бояться вносить в проповедь слова, звучащие провокационно. Павел идет на риск, что его не поймут, но весть о воскресении так важна, что без этого проповедь бессмысленна. Он знает, что мощь его свидетельства «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлениях духа и силы» (1 Кор.2.4). У слушателей есть выбор: открыться действию Святого Духа и принять то, что их обличает или трудно для понимания, или закрыться. Ведь человеку дана свобода не верить, и всегда будут те, кто «покрутит пальцем у виска», когда говорят о воскресении Иисуса. Глупо оскорбляться и пытаться «наставить на путь истиный», когда не разделяют твою веру. Неудивительно, что даже Павел, который говорил Святым Духом, не смог сразу всех убедить. Тем более, сейчас, когда вся информация легко доступна, слова часто бесполезны, особенно, когда нашего мнения не спрашивают. Ведь главная проповедь христианина – это свидетельство своей жизнью, иначе даже те, кто готов бы был прийти в церковь, будут шарахаться от нее, видя несоответствие слов и дел. Поэтому, только своей жизнью можно сеять семена веры, а когда они принесут плод, не нам знать.
 
Russian