Четверг, 29 июня

2 Тим 4, 6-9. 17-18; Пс 34; Мф 16, 13-19

В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло. И убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра. Тогда были дни опресноков. И, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырём четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Итак Петра стерегли в темнице; между тем церковь прилежно молилась о нём Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Пётр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Пётр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Пётр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский. Деян 12, 1-11
Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 34
Припев: Господь меня избавил от всякого зла.
Благословлю Господа во всякое время; *
хвала Ему непрестанно в устах моих.
Господом будет хвалиться душа моя; *
услышат кроткие и возвеселятся.
Припев: Господь меня избавил от всякого зла.
Величайте Господа со мною, *
и превознесём имя Его вместе.
Я взыскал Господа, и Он услышал меня, *
и от всех опасностей моих избавил меня.
Припев: Господь меня избавил от всякого зла.
Кто обращал взор к Нему, те просвещались, *
и лица их не постыдятся.
Сей нищий воззвал, — и Господь услышал, *
и спас его от всех бед его.
Припев: Господь меня избавил от всякого зла.
Ангел Господень ополчается *
вокруг боящихся Его и избавляет их.
Вкусите, и увидите, как благ Господь! *
Блажен человек, который уповает на Него!
Припев: Господь меня избавил от всякого зла.

Возлюбленный: Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, бег завершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его. Постарайся прийти ко мне скоро. Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства; Ему слава во веки веков. Аминь. 2 Тим 4, 6-9. 17-18

В те дни: Придя в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Пётр, отвечая, сказал ему: Ты Христос, Сын Бога живого. Тогда Иисус сказал Ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Мф 16, 13-19

«И дам тебе ключи Царства Небесного»

Мы живем в эпоху, когда сознательно размываются грани между добром и злом. Говорить о том, что все люди сложные, а добра и зла в чистом виде не существует, стало, в том числе, в христианской среде, общим местом, хорошим тоном и залогом общественного спокойствия (в последнем случае, правда, делаются исключения – скажем, для терроризма). С одной стороны, спорить с этим сложно. Человек действительно может раскаяться или пасть. Определение добра и зла в мире с чисто человеческих позиций может завести очень далеко и в очень печальные места. А дать развернуться во всю ширь и мощь различным идейным группам с различными выдержками из истории, своими мартирологами и списками героев и антигероев – прямой путь к серьезной конфронтации в обществе. Все так. Но у медали есть оборотная сторона. На мой взгляд, довольно страшная.
Размывание граней между добром и злом в эпоху постмодерна (я не думаю, что она в полной мере завершилась) в действительности ведет к ложной аксиоме, что человек в принципе не может быть праведником. Искусство (в особенности элитарное) с особой тщательностью и удовольствием доказывает, что каждый человек грешен и иным быть не может. Стремление к святости, таким образом, заведомо обречено на поражение. Отношение к христианству с его призывом к праведности и святости, как всем хорошо известно, откровенно пренебрежительное, если не сказать больше. Коренным образом изменилось представление о человеческой сложности: лейтмотиву внутренней мерзости, бесконечной цепочки предательств и трусости, не говоря уже о безусловном торжестве похотей и эгоизма, не в силах создать достойный контраст редкие островки любви, самоотречение и милосердия.
Поэтому так важны для нас сегодня слова Иисуса о лжепророках и плодах жизни каждого человека. Мы лжем, что добро и зло неразличимы, чтобы не меняться, чтобы лелеять свой грех. Но Бог ставит все на свои места, и каждого спросит про плоды жизни его. Про те плоды, ради которых мы проживаем свою земную жизнь. И которые, безусловно, можем принести. И главный среди них – плод святости.

Russian