Четверг, 22 июня

2 Кор 11, 1-11а; Пс 111; Мф 6, 7-15
 
Братья: О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, то вы были бы очень снисходительны к тому. Но я думаю, что у меня ни в чём нет недостатка против высших Апостолов. Хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всём совершенно известны вам. Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие? Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал. Ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всём я старался и постараюсь не быть вам в тягость. По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии. Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! 2 Кор 11, 1-11а
 
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 111
Припев: Дело рук Господних — истина и милость.
Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим *
в совете праведных и в собрании.
Велики дела Господни, *
вожделенны для всех, любящих оные.
Припев: Дело рук Господних — истина и милость.
Дело Его — слава и красота, *
и правда Его пребывает вовек.
Памятными соделал Он чудеса Свои; *
милостив и щедр Господь.
Припев: Дело рук Господних — истина и милость.
Дела рук Его истина и суд; *
все заповеди Его верны,
тверды на веки и веки, *
основаны на истине и правоте.
Припев: Дело рук Господних — истина и милость.
 
В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны. Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Мф 6, 7-15
 
«Молясь, не говорите лишнего»
 
В сегодняшнем чтении св. Евангелия от Матфея Иисус предостерегает учеников (а вместе с ними и нас) от многословия. В действительности долгие (и зачастую – пустые) речи – один из вечных бичей человечества, не только христиан. Не секрет, что некоторые профессиональные и социальные группы (например, специалисты в области гуманитарных научных дисциплин) подвержены ему сильнее иных (сужу по себе и своим коллегам). Но, по сути, многословие в той или иной форме присуще обществу в целом. Недаром в современном мире общение стало фетишем, ценным не как средство выражения мыслей, передачи информации и т.д., а само по себе. Люди общаются виртуально и не только, по поводу и без, но глубина и информативность их общения от этого не увеличиваются, культура и уровень речи (устной и письменной) не повышаются, а вовсе даже наоборот. Простой вопрос о цели общения не ставится в принципе. Создание подобного шумового фона, дающего иллюзию полноты бытия – лишь одно из негативных проявлений многословия. Опаснее то, что многословие эмоционально заряжает говорящего, что человек начинает давать обещания, которые не сдержит и сдержать не может в пылу собственной речи. Печальнее всего, когда такие обещания даются Богу. Сегодня Иисус предостерегает нас от многословных просьб, но христианская молитва не сводится к прошению. Человек во время и после общения с Богом может быть эмоционально переполнен и искренне благодарен. Поэтому дает неисполнимые обещания, просит страданий и т.п. В частности, поэтому Иисус предлагает определенную молитву («Отче наш»), которая помогает выразить самое главное и не дает возможности наговорить лишнего. Ведь проговорив и уверившись в своем желании, человек может прийти к его исполнению. Последствия могут быть самыми печальными. Поэтому сегодня Церковь предоставляет нам прекрасную возможность поблагодарить Бога за молитву «Отче наш» и воспользоваться наставлением, данным Иисусом своим ученикам.
 
 
Russian