четверг, 9 апреля

Исх 12, 1-8. 11-14; Пс 116B; 1 Кор 11, 23-26; Ин 13, 1-15

В те дни: И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. А если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмёт с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ; по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз. И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испечённое на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской, и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу, во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Исх 12, 1-8. 11-14

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 116B

Припев: Чашу спасения приму во имя Господа.

Что воздам Господу *
за все благодеяния Его ко мне?
Чашу спасения прииму, *
и имя Господне призову.

Дорога в очах Господних *
смерть святых Его!
Я раб Твой и сын рабы Твоей; *
Ты разрешил узы мои.

Тебе принесу жертву хвалы, *
и имя Господне призову.
Обеты мои воздам Господу *
пред всем народом Его.

Братья: Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, вкусите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание». Также и чашу после вечери и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт. 1 Кор 11, 23-26

Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец всё отдал в руки Его, и что Он от Бога исшёл и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру; и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Пётр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Пётр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлёгши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Ин 13, 1-15

«Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».

  Сегодняшние чтения очень тесно связаны друг с другом. В них всех  говорится о том, кого помазал сам Бог,  то есть о Христе. 

                Иисус в сегодняшнем евангельском чтении читает в синагоге стих о помазаннике из пророчества Исайи и говорит, что Он и есть этот помазанник. По сути, это Его первое заявление о Себе народу Израиля. Но о чем Он говорит людям? Иудеи- современники земной жизни Иисуса, ждали Мессию, ждали лидера, который освободит их от ненавистной власти римлян. Иисус, чтобы привлечь к себе, мог бы прочитать такой отрывок из Писания, где говорилось бы о воодушевляющем герое-воине, о победе над врагами. Но Он читает и толкует пророчество Исайи, где говорится не о наказании сильным, а о помощи бедным, об утешении несчастных. Иисус провозглашает свое могущество и   свою Божественную природу как торжество милосердия, как особенное внимание к жизни людей. Именно это становится знаком его связи с Отцом, потому что еще раньше Отец сказал это устами пророка Исайи.

                 Жизнь людей на земле всегда была нелегка. Бог видит наши нужды, знает, кто более других нуждается в помощи. Почему не уничтожает Он навсегда наши болезни и несчастья, почему не карает злодеев немедленно? Может быть, потому, что Ему важно научить нас любви и милосердию, чтобы мы сами стремились в первую очередь помочь тем, кому плохо, защитить слабых и уязвимых, а не искать виноватых, чтобы  покарать за зло. Нам трудно, нам хочется судить, мстить, наказывать, и так было всегда. Но вот Господь посылает нам Своего Сына как образец милосердия, утешения и любви. Посмотрим на Него и попытаемся хоть немного подражать Ему.

Russian