Суббота, 31 июня

Быт 18, 1-15; Пс: Лк 1; Мф 8, 5-17
 
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась. Быт 18, 1-15
 
46. И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47. и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48. что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49. что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
50. и милость Его в роды родов к боящимся Его;
51. явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
52. низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
53. алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
54. воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
55. как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. (Лк 1, 46-55)
 
Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час. Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни. (Мф 8, 5-17)
 
«скажи только слово, и выздоровеет слуга мой»
 
В сегодняшнем евангельском чтении мы видим, как Иисус лечит людей. Здоровье – собственное и близких (сына, тещи), избавление от боли играют совершенно особую роль в жизни человека. Не случайно, поздравляя кого бы то ни было с праздником или торжественной датой, мы желаем ему, в первую очередь, «крепкого здоровья». И наше поклонение святым и реликвиям, чаще всего, связано именно с желанием вылечиться, и мы наивно ищем ту самую молитву, которая помогает «от почек», и того святого, кто может «вылечить» нашего близкого. Иисус понимает эту нашу человеческую заботу, потому что Он любит людей и снисходителен к нашим слабостям. А ещё Ему радостно видеть, как люди заботятся о тех, кого они любят, и поэтому просят о них, а не о себе. Тем самым, избавление от физической немощи наполняется духовным смыслом. Не случайно просьба сотника стала той молитвой, что мы повторяем перед причастием. Сотник показал особую веру, полную уверенность в том, что Богу подвластно все, в том числе и исцеление словом. Он понял, что Божья воля и Слово Божие имеют совершенно особую силу. Но в этом крылось ещё и смирение, подчинение Божьей Воле и готовность принять ее, какой бы она ни была. Далеко не каждый из нас может похвастаться таким смирением. Даже в наших молитвах об исцелении мы стараемся подчас заключить некую сделку: я поставлю свечку, отстою очередь к Святым мощам, пойду в паломничество, и весь путь буду полуголодный – а Бог мне за это даст то, о чем я прошу. Но в таком «договоре» нет веры и смирения, что были у сотника. Конечно, это не значит, что паломничества или поклонения святыням не нужны. Но важно, что происходит у нас в душе, ради чего мы просим Господа, и как воспринимаем Его снисхождение к нам: как что-то само собой разумеющееся, как результат «договора», условия которого выполнили обе стороны, или же, как проявление Его милости к нам и возможность прославить Его и послужить Ему, как сделала это излеченная теща Симона-Петра.
 
 
Russian