Суббота, 18 ноября

Прем 18, 14-16; 19, 6-9; Пс 105; Лк 18, 1-8
 
Когда всё окружало тихое безмолвие, и ночь в своём течении достигла средины, сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее слово Твоё, как грозный воин. Оно несло острый меч — неизменное Твоё повеление, и, став, наполнило всё смертью: оно касалось неба, и ходило по земле. Ибо вся тварь снова свыше преобразовалась в своей природе, повинуясь особым повелениям, дабы сыны Твои сохранились невредимыми. Явилось облако, осеняющее стан, а где стояла прежде вода, показалась сухая земля, из Красного моря — беспрепятственный путь, и из бурной пучины — зелёная долина. Покрываемые Твоею рукою, они прошли по ней всем народом, видя дивные чудеса. Они паслись как кони и играли как агнцы, славя Тебя, Господи, Избавителя их. Прем 18, 14-16; 19, 6-9
 
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 105
Припев: Воспевайте чудеса, прославляйте Бога.
Воспойте Ему и пойте Ему; *
поведайте о всех чудесах Его.
Хвалитесь именем Его святым; *
да веселится сердце ищущих Господа.
Припев: Воспевайте чудеса, прославляйте Бога.
И поразил всякого первенца в земле их, *
начатки всей силы их.
И вывел Израильтян с серебром и золотом, *
и не было в коленах их болящего.
Припев: Воспевайте чудеса, прославляйте Бога.
Ибо вспомнил Он святое слово Своё *
к Аврааму, рабу Своему.
И вывел народ Свой в радости, *
избранных Своих в веселии.
Припев: Воспевайте чудеса, прославляйте Бога.
 
В то время: Сказал Иисус ученикам Своим притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова; и она, приходя к нему, говорила: «защити меня от соперника моего». Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: «хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не даёт мне покоя, защищу её, чтобы она не приходила больше докучать мне». И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле? Лк 18, 1-8
 
«слышите, что говорит судья неправедный?»
 
Притча о неправедном судье, вынужденном сделать добро вдове, чтобы отвязаться от ее назойливых просьб, кажется одной из самых понятных. Бог не может не помочь нам в наших проблемах, если даже жесткий неверующий человек способен на великодушный жест. Но почему вдруг эта вроде бы незамысловатая история заканчивается трагическим вопросом: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 8). За этими горькими словами стоит боль от непонимания, с которым Иисус постоянно сталкивался даже в кругу Своих учеников. В них осознание того, что люди тотчас отвернутся от Него, как только поймут, что Он не будет идти на поводу у их прагматизма и политических иллюзий. Наконец, в этом вопросе - страшное прозрение далекого будущего, в котором миллионы людей сознательно изгонят Бога из своей жизни. Наше безверие причиняет Богу страшную боль. Но и человеку, раненому первородным грехом, очень непросто понять Бога. По словам Иисуса, Бог «медлит» с ответом на наши молитвы, и Его представления о том, когда и как нам помогать, как правило, не совпадают с нашими. Мы хотим помощи здесь и сейчас, и это понятно – ведь жизнь человеческая очень трудна. И самая большая сложность – это принять Божью волю, вопреки нашему непониманию, ждать и терпеть в ситуации страданий и лишений, когда каждый день тянется больше года. Но часто наша вера умирает не от отсутствия Божьей помощи, а от нашей духовной слепоты, из-за которой мы можем эту помощь не заметить. Мы забываем, что в отличие от нас, стремящихся к житейскому благополучию как к конечной цели, Бог думает о наших душах и посылает нам именно то, что приближает нас к Спасению. Нередко люди, пережившие финансовое банкротство, открывают для себя истинную ценность денег и сознают, что богатство как самоцель не может принести счастье. Тот, кто перенес серьезную болезнь или душевный кризис, обретает уникальный опыт понимания этих ситуаций в жизни другого человека и может помочь ему так, как надо. «Медлительность» Бога в избавлении нас от страданий и сложностей открывает нас друг для друга, а главное – дает возможность понять внутреннюю жизнь страдающего Иисуса, представить себе Его чувства и сопоставить Его поведение со своим. Сравнение, конечно, будет не в нашу пользу, но оно даст нам опыт сострадания Господу, а с ним и желание помочь Ему сделать этот мир лучше.
 
 
Russian