Суббота, 29 февраля

Ис 58, 9b-14; Пс 86; Лк 5, 27-32

Так говорит Господь: Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождём твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоённый водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся потомками твоими пустыни вековые; ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения. Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днём Господним, чествуемым, и почтишь её тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить: то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли, и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это. Ис 58, 9b-14

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ

Пс 86

Припев: Наставь меня, Боже, на истину Твою.

 

Приклони, Господи, ухо Твоё, и услышь меня; *

ибо я беден и нищ.

Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; *

спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя.

 

Помилуй меня, Господи, *

ибо к Тебе взываю каждый день.

Возвесели душу раба Твоего, *

ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою.

 

Ибо Ты, Господи, благ и милосерд *

и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.

Услышь, Господи, молитву мою, *

и внемли гласу моления моего.

В то время: Иисус увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своём большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьёте с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию. Лк 5, 27-32

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные»

    «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5, 32).  Иисус говорит это фарисеям и книжникам, искренне не понимающим, как можно сесть за один стол с теми, кто по всем духовным параметрам безнадежен.  Дети своего народа, они, как и все, ждали Мессию. Но Спаситель, по их мнению, должен был прийти только к «своим» - религиозно грамотным и морально устойчивым. И делать лишь то, что они считают нужным: бороться с врагами и восстанавливать иудейскую государственность, а главное – осудить тех, кого осуждают они.  То, что человек – да еще любой, включая коллаборациониста и (о, ужас!) язычника – Ему дороже «великой борьбы» и «великого государства», а обращение грешника важнее справедливости, непонятно не только фарисеям  I века.  Фарисейство бессмертно, пока не хватает веры в безусловность любви Бога.  И, вероятно, его суть – не в лицемерии и чрезмерной привязанности к ритуалам (это лишь следствие), а именно в непонимании тайны Божественного милосердия.  Фарисей действительно  праведен, но источник его праведности - в желании заслужить любовь. Он убежден, что милость Божья «покупается» его ритуальным усердием и правильными поступками, и ему даже в голову не приходит, что Господь любит его просто так.  Именно из такой любви родилось призвание Левия Матфея, которого, с фарисейской точки зрения, любить не за что – прислуживает ненавистным оккупантам (язычникам!!!), возможно, подворовывает и, уж конечно, не соблюдает всех правил и обычаев.

      Сколько таких Левиев-мытарей рядом с нами! Причем не только тех, чьи поступки или образ жизни «подпадают под статью».  Почему «он», а не я более талантлив, почему «ему – гуляке праздному» легко дается то, на что у меня – добропорядочного труженика – уходят годы?  Вопросы пушкинского Сальери – тоже своего рода фарисейство: истинный фарисей всегда знает, кому и что Бог должен дать, он уже все решил, а Бог обязан эти решения выполнить.   И гением положено быть ему, фарисею – ведь он «не-пьет-не-курит», он заслужил, он достоин! Но Господь смотрит на стоящего рядом мытаря, на того, кто в глазах фарисея вообще не человек, и именно ему говорит ему без всяких на то оснований: «Следуй за Мной»…

Russian