Суббота, 6 января

Ис 60, 1-6; Еф 3, 2-3a. 5-6; Мф 2, 1-12
 
Восстань, светись, Иерусалим; ибо пришёл свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои, и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут, и дочерей твоих на руках несут. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твоё, потому что богатство моря обратится к тебе; достояние народов придёт к тебе. Множество верблюдов покроет тебя, дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан, и возвестят славу Господа. Ис 60, 1-6
 
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 72
Припев: Богу поклонитесь, все народы мира.
Боже! даруй царю Твой суд *
и сыну царя Твою правду,
да судит праведно людей Твоих *
и нищих Твоих на суде.
Во дни его процветёт праведник, *
и будет обилие мира, доколе не престанет луна.
Он будет обладать от моря до моря *
и от реки до концов земли.
Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; *
цари Аравии и Савы принесут дары.
И поклонятся ему все цари; *
все народы будут служить ему.
Ибо он избавит нищего, вопиющего, *
и угнетённого, у которого нет помощника.
Будет милосерд к нищему и убогому, *
и души убогих спасёт.
 
Братья: Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования. Еф 3, 2-3a. 5-6
 
Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском; ибо так написано через пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля». Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли: и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою. Мф 2, 1-12
 
«и, пав, поклонились Ему»
 
Праздник Богоявления очень глубок по смыслу. Волхвы, которые многим кажутся сказочными персонажами, на самом деле олицетворяют самый сложный процесс в жизни человека – поиски истины. Имеют ли они смысл? И в чем они заключаются? Очень часто духовные искания трудно отличить от обыкновенного безделья и асоциальности, а истина представляется потонувшей во множестве различных представлений о ней. Какие духовные вопросы заставили трех человек все бросить и пуститься в трудное путешествие? Если следовать одной из гипотез, по которой волхвы – это зороастрийские маги и астрономы, тогда все более-менее понятно. В зороастризме, как и в религии Ветхого Завета, было мессианское учение, и необыкновенная звезда могла оживить в ученых людях важную для них духовную надежду. Но одно дело верить в приход Мессии и совсем другое – идти Ему навстречу. В Иерусалиме, когда Ирод спешно собирает для прояснения ситуации свой интеллектуальный «истеблишмент», выясняется, что никаких мессианских ожиданий в ученом сообществе нет, и люди, досконально знающие Писание, не почувствовали, что в мире что-то изменилось. А Ирод дорого бы дал, чтобы Мессия вообще никогда не появлялся, так как воспринимает Его как опасного претендента на земную власть. Волхвы - это люди, которыми движет нечто большее, чем научный интерес или житейское любопытство. Во встрече с неизвестным им Младенцем – смысл их жизни. И их дары – итог размышлений и глубокой работы Духа, которыми они жили много лет. Жили, вопреки общепринятой погруженности в быт и сознательной закрытости множества людей от «вечных» вопросов. В рассказе о волхвах важен не только момент их встречи с Иисусом, но и последующие события – «И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2, 12). «Иной путь» - также очень важный символ, выходящий за рамки спасения от опасности. Это символ того, что жизнь человека, встретившего Бога, не может не измениться. Конечно, можно оставить все по-прежнему, время от времени заходя в храм, чтобы поставить свечку. Можно сказать себе, что библейские истины – это одно, а реальная жизнь – другое, и каждый день «спускаться с небес на землю». Но тот, «иной» путь, показанный Богом, уже нельзя забыть, и его всегда будет освещать «Вифлеемская звезда» - призвание, данное в момент Встречи.
 
 
Russian