Суббота, 13 июня

3 Цар 19, 19-21; Пс 16; Мф 5: 33-37

В те дни: Пошёл Илия от горы, и нашёл Елисея, сына Сафатова, когда он пахал; двенадцать пар волов было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него овечью шкуру свою. И оставил волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад; ибо что сделал я тебе? Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажёгши плуг волов, изжарил мясо их, и раздал людям, и они ели. А сам встал, и пошёл за Илиею, и стал служить ему.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 16

Храни меня, Боже; ибо я на Тебя уповаю. *
Я сказал Господу: Ты Господь мой;
Господь есть часть наследия моего и чаши моей. *
Ты держишь жребий мой.

Благословлю Господа, вразумившего меня; *
даже и ночью учит меня внутренность моя.
Всегда видел я пред собою Господа, *
ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.

Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; *
даже и плоть моя успокоится в уповании;
ибо Ты не оставишь души моей в аде *
и не дашь святому Твоему увидеть тление.

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.

«Мы можем попросить Его о самом главном»

«Не клянись», – говорит нам сегодня Иисус, и на первый взгляд кажется, что Церковь не спешит исполнять это слово. Вся наша духовная жизнь – цепочка тех или иных обязательств. Люди приносят монашеские и супружеские обеты (причем на всю жизнь), дают различные частные обязательства, вступая в молитвенные группы и движения, да и практика обычного прихожанина тоже основана на долге, который мы, приходя в Церковь, обязуемся выполнять. Соответствует ли это призыву Иисуса?

Конечно, его слова во многом критически оценивают популярную практику древних культур, когда люди легко клялись небом и землей, жизнью своих детей и родителей, т.е. тем, что им не принадлежит. Но и для нас Его слова остаются актуальными, потому что содержат в себе призыв к ответственности за свои обещания. Сколько людей, принеся вечные обеты, уходят из орденов! Сколько венчаных браков распалось! Конечно, у каждой из этих ситуаций свои причины, и никого нельзя осуждать. Приходя в монашество, человек может со временем понять, что ошибся, и истинного призвания у него нет. А семейная жизнь так сложна, что люди могут не выдержать. Но насколько глубоко они понимали, на что идут, в начале своего пути, когда в торжественной обстановке давали свои обещания? Иисус не случайно призывает быть лаконичными в диалоге с Ним: «да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх того, то от лукавого» (Мф 5, 37). Говоря с Богом предельно просто, мы не обманываем себя и ясно видим то, что без Него мы не в силах выполнить даже обязательства регулярно ходить на службу. Мы можем попросить Его о самом главном и, отказавшись от риторики, услышать Его голос и понять Его волю.

Russian