Живое Слово

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 19 СЕНТЯБРЯ

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Прем 2, 17-20

Неправо умствующие говорили: «Устроим засаду праведнику, увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его; ибо, если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нём попечение будет».

 

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 54(53)

Припев: Господь подкрепляет душу мою.

Боже! именем Твоим спаси меня, *
и силою Твоею суди меня.
Боже! услышь молитву мою; *
внемли словам уст моих.

Припев: Господь подкрепляет душу мою.

Ибо чужие восстали на меня, †
и сильные ищут души моей; *
они не имеют Бога пред собою.

Припев: Господь подкрепляет душу мою.

Вот, Бог помощник мой; *
Господь подкрепляет душу мою.
Я усердно принесу Тебе жертву, *
прославлю имя Твоё, Господи, ибо оно благо.

Припев: Господь подкрепляет душу мою.

 

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
Иак 3, 16 — 4, 3

Возлюбленные: Где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете, и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

 

ЕВАНГЕЛИЕ
Мк 9, 30-37

+ Чтение святого Евангелия от Марка.

В то время: Удаляясь от горы, Иисус и ученики Его проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил учеников Своих и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись. Пришёл в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чём дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал Двенадцать, и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них, и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Моё, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

 

 «о чем вы дорогою рассуждали иежду собою?»

 

В сегодняшнем Евангелии Иисус говорит ученикам вещи, которых они боятся и не могут вместить. Они думают о своем статусе, месте в Его Царстве, и понимают это Царство очень по-человечески. Казалось бы, почему Он призвал таких людей, что Он ждет от них, и неужели Он не мог найти кого-нибудь с более возвышенными мыслями и желаниями?

Не удивляемся ли мы иногда тому, каких людей призывает Господь? Но Он лучше нас знает, что у человека в сердце, и видит его настоящий потенциал. Ученики боялись спросить Его о сказанных Им словах. Они судорожно цеплялись за свою прежнюю, такую «уютную» веру, но в глубине их души уже созревало зерно, которое потом прорастет в нечто большее.  Они любили Его, как могли, как умели. Они восхищались Им и верили Ему.

И в ответ на это Иисус не скрывал от учеников ничего, терпеливо объяснял им, что такое величие и Слава Божия… Как могли эти люди с их амбициями, мелкими страстями, и полным  непониманием Его пути, довериться Ему? Могли, потому что чувствовали больше, чем понимали. И может быть, от страха перед грядущим они так увлеклись спором о превосходстве.

А как часто мы сами, идя по жизни, полной страдания,  бываем заняты спорами о превосходстве? Не  отгораживаемся ли от чужой боли? Увлекаясь суетой, мы часто не замечаем самого главного,  и только потеря заставляет нас ценить дарованную нам любовь! 

Трудно менять свои прежние представления. Но Господь терпеливо ждет, когда созреет в нас Его слово. И главное для Него, это наше искреннее желание быть с Ним и Ему доверять. Хотим ли мы действительно следовать за Ним? Попросим у Господа открытого сердца к Его не всегда понятным нам Словам и путям.

ПОНЕДЕЛЬНИК, 19 СЕНТЯБРЯ
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Езд 1, 1-6

В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского; и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, — да будет Бог его с ним, — и пусть он идёт в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, Который в Иерусалиме. А все оставшиеся, во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром, и золотом, и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме. И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники и левиты, всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме. И все соседи их вспомоществовали им серебряными сосудами, золотом, иным имуществом, и скотом, и дорогими вещами, сверх всякого доброхотного даяния для храма.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 126(125)

Припев: Господь сотворил великое над нами.

Когда возвращал Господь плен Сиона, *
мы были как бы видящие во сне.
Тогда уста наши были полны веселья, *
и язык наш — пения.

Припев: Господь сотворил великое над нами.

Тогда между народами говорили: *
«великое сотворил Господь над ними!»
Великое сотворил Господь над нами: *
мы радовались.

Припев: Господь сотворил великое над нами.

Возврати, Господи, пленников наших, *
как потоки на полдень.
Сеявшие со слезами *
будут пожинать с радостью.

Припев: Господь сотворил великое над нами.

С плачем несущий семена †
возвратится с радостью, *
неся снопы свои.

Припев: Господь сотворил великое над нами.

ЕВАНГЕЛИЕ
Лк 8, 16-18

В то время: Иисус сказал народу: Никто, зажёгши свечу, не покрывает её сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет; а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.

«Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом»

 Вера нужна миру, она есть особый свет, дающий смысл всему.  Но и для самой нашей веры нужен мир, его воздух. Без этого воздуха свеча погаснет, зерно не сможет прорасти. Вера не существует в пустоте, она раскрывается в мире. И  даже если это происходит в монастыре, она обращена на исцеление ран этого мира. Вера- это, можно сказать, другое качество жизни. И как грустно, когда мы понимаем ее только как убежище от всех жизненных бурь.

 Да, конечно, вера дает внутреннюю тишину. Но если эта тишина никого не успокаивает и не утешает, она становится мертвой, безжизненной.  
То утешение, которое дает нам Господь в молитве – не наркоз, не «анальгетик». Иначе прав был бы Маркс, назвавший религию «опиумом для народа». Но опиум смягчает боль, душевную или физическую, не исцеляя болезни. А Господь хочет исцелить нас реально, дать нам новые силы жить в мире так, чтобы мы могли его не только принять, но преобразить.

Мы можем испытывать чувства бессилия, одиночества, усталости. И мы можем честно сказать: да, я сейчас ничего не чувствую и не понимаю, но Ты, Господи, можешь спасти меня и укрепить. Все, что я испытываю сегодня – не есть я. Только Ты, создавший меня, имеешь надо мной власть. И Господь оживит нашу веру. Само  желание веры – уже ее начало. А  «неимеющий», у которого все отнимется,- это тот, кто капитулирует перед злом, отрекается от истины .  Такой человек особенно нуждается в молитве других – тех, кто не сдался. В свете, идущем извне. Пусть же Господь научит нас молиться и верить! И пусть наша вера станет реальной силой в мире!

ВТОРНИК, 21 СЕНТЯБРЯ

 ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Еф 4, 1-7. 11-13

Братья: Я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.

Слово Божие.

 

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 19(18)

Припев: Голос их услышат все народы мира.

Небеса проповедуют славу Божию, *
и о делах рук Его вещает твердь.
День дню передаёт речь, *
и ночь ночи открывает знание.

Припев: Голос их услышат все народы мира.

Нет языка, и нет наречия, *
где не слышался бы голос их.
По всей земле проходит звук их, *
и до пределов вселенной слова их.

Припев: Голос их услышат все народы мира.

 

ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 9, 9-13

+ Чтение святого Евангелия от Матфея.

В то время: Проходя, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьёт с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию.

 

«И говорит ему: «следуй за Мною»

 

             В сегодняшнем евангельском чтении рассказывается о призвании апостола Матфея. Вернее сказать, о призвании  мытаря, сборщика налогов, которому было суждено стать апостолом. И он бросил все, отказался от своей прошлой жизни и последовал за Иисусом. Это поразительно. Но не менее поразительно и то, что именно к нему, к тому, кто в глазах людей был грешником и корыстолюбцем, обращается Иисус. А потом еще Он приходит к нему в дом и пирует с его друзьями, тоже грешниками.

            Никто и никогда не любит платить пошлину или налоги.  И нелюбовь и презрение , в первую очередь, обрушиваются именно на того, кто собирает эти налоги. Особенно, если он при этом служит ненавистной власти захватчиков-римлян. Кроме того, сборщик налогов в те времена получал часть собранных денег как жалованье за свою работу, а сколько он брал с людей и сколько оставлял себе, зависело от него самого. Можно понять негодование благочестивых иудеев,  когда они увидели, что Иисус общается с теми, кто, как им казалось, далек от Бога и не заслуживает внимания достойного человека. Но для Иисуса все люди заслуживают внимания, потому что все они — дети Отца Небесного.

            «Не здоровые нуждается во враче, а больные» - эти слова Иисуса раскрывают нечто очень важное в Его отношении к людям. Он не обольщается по поводу людей, Он знает, что мы слабы и можем впадать в разного рода заблуждения и грехи. Но Он приходит ко всем как целитель, как помощник. Для Него нет изначально недостойных Любви и милости. А это значит, что и мы должны так же относиться к  нашим ближним, да и к себе самим. Слишком часто мы считаем, что кто-то недостоин божественнлй милости, потому что ведет себя не так, думает не так, молится не так. Да и о себе мы часто думаем, что мы недостойны пойти  в церковь, недостойны молиться, недостойны  встретиться с Богом лицом к лицу. Но он принимает всех и готов излечить нас от наших заблуждений и ран, как излечил Матфея. Единственное, что  Он хочет, это открыть навстречу Ему сердце и быть готовым пойти за Ним.

СРЕДА, 22 СЕНТЯБРЯ  

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Езд 9, 5-9

Я, Ездра, во время вечерней молитвы встал с места сетования моего, и в разодранной нижней и верхней одежде пал на колени мои, и простёр руки мои к Господу, Богу моему, и сказал: Боже мой! стыжусь и боюсь поднять лицо моё к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес. Со дней отцов наших мы в великой вине до сего дня; и за беззакония наши преданы были мы, цари наши, священники наши, в руки царей иноземных, под меч, в плен и на разграбление и на посрамление, как это и ныне. И вот, по малом времени, даровано нам помилование от Господа, Бога нашего, и Он оставил у нас несколько уцелевших, и дал нам утвердиться на месте святыни Его, и просветил глаза наши Бог наш, и дал нам ожить немного в рабстве нашем. Мы рабы; но и в рабстве нашем не оставил нас Бог наш. И склонил Он к нам милость царей Персидских, чтоб они дали нам ожить, воздвигнуть дом Бога нашего и восстановить его из развалин его, и дали нам ограждение в Иудее и в Иерусалиме.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Тов 13

Припев: Благословен Бог, вечно живущий.

Ибо Он наказует и милует, *
низводит до ада и возводит,
и нет никого, *
кто избежал бы от руки Его.

Припев: Благословен Бог, вечно живущий.

Ибо Он рассеял вас между язычниками, †
не знающими Его, *
чтобы вы возвестили о чудесах Его,
и известили их, что нет другого бога всемогущего *
кроме Его.

Припев: Благословен Бог, вечно живущий.

Прославляйте Его *
всеми глаголами уст ваших,
и благословляйте Господа правды, *
и превозносите Царя веков.

Припев: Благословен Бог, вечно живущий.

В земле плена моего *
я прославляю Его,
и проповедую силу и величие Его *
народу грешников.

Припев: Благословен Бог, вечно живущий.

Обратитесь, грешники, *
и делайте правду пред Ним.
Кто знает, может быть, Он возблаговолит о вас *
и окажет вам милость?

Припев: Благословен Бог, вечно живущий.

ЕВАНГЕЛИЕ
Лк 9, 1-6

В то время: Иисус, созвав двенадцать Апостолов, дал им силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней. И послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных. И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды. И в какой дом войдёте, там оставайтесь, и оттуда отправляйтесь в путь. А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших, во свидетельство на них. Они пошли, и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.

«Ничего не берите на дорогу»

Сегодняшние чтения по-разному напоминают нам о Божьем милосердии.  «Беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес» (1Езд. 9, 6), - говорит Ездра, понимая, что по человеческим меркам его народ заслужил потерю свободы и  вавилонский плен.  «Но и в рабстве нашем не оставил нас Бог наш» (Езд. 9, 9). Речь идет не только об освобождении и возможности восстановить Храм, но и о том, что Бог разделил с людьми  их пребывание на чужбине, и только благодаря его невидимому присутствию народ Израиля смог сохранить в плену  веру – основу его идентичности –  и вернувшись на родину, начать с нуля новую жизнь.

      В евангельском чтении говорится о том, что Иисус разделяет бедствия людей через своих апостолов.  Именно поэтому они, выходя на проповедь,  ничего не должны иметь, выражая через это  солидарность своего Учителя  с бедностью и одиночеством тех, среди кого им предстоит жить. Он дает им «силу  и власть над всеми бесами и врачевать от болезней» (Лк. 9, 1), т.е. их руками  будет исцелять от телесных и духовных  страданий. Через  них Он становится странником, которого можно не принять и выгнать, а в конечном итоге -  убить. Все это, конечно, прекрасно, но вопрос все же остается: разве этого ждут от Него люди в трудных ситуациях?  Чего мы хотим на самом деле – чтобы Христос стал нищим, как мы, или чтобы Он вытащил нас из нищеты? Утешает ли  человека, которому есть нечего и жить негде, мысль о том, что Сыну человеческому тоже негде голову приклонить (ср. Мф. 8, 20)?  Эти вопросы тяжелы тем, что разуму не под силу на них ответить, и в земной жизни мы до конца не поймем, почему должны быть бедными и больными, когда Бог в силах  превратить нас в богатых и здоровых.  Так же, как не поймем, почему, ничего не имея, вдруг находим в себе то, что можем отдать и этим кого-то поддержать и спасти. И почему, будучи слабыми, вдруг становимся способными на поступки, требующие огромных сил. Встретив Христа в глубинах своей нищеты, мы получаем  силу и славу Царства Небесного – духовного пространства с другими представлениями о богатстве и счастье,   открытого нам, благодаря Ему,  уже на земле .

ЧЕТВЕРГ, 23 СЕНТЯБРЯ

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Агг 1, 1-8

Начало книги пророка Аггея.

Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею: так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: «не пришло ещё время, не время строить дом Господень». И было слово Господне через Аггея пророка: а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьёте, но не напиваетесь; одеваетесь, но не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору, и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 149

Припев: Бог благоволит к народу Своему.

Пойте Господу песнь новую; *
хвала Ему в собрании святых.
Да веселится Израиль о Создателе своём; *
сыны Сиона да радуются о Царе своём.

Припев: Бог благоволит к народу Своему.

Да хвалят имя Его с хороводами; *
на тимпане и гуслях да поют Ему.
Ибо благоволит Господь к народу Своему, *
прославляет смиренных спасением.

Припев: Бог благоволит к народу Своему.

Да торжествуют святые во славе, *
да радуются на ложах своих.
Да будут славословия Богу в устах их. *
Честь сия — всем святым Его.

Припев: Бог благоволит к народу Своему.

ЕВАНГЕЛИЕ
Лк 9, 7-9

В то время: Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мёртвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес. И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.

«обратите сердце ваше на пути ваши»

В первом сегодняшнем чтении Господь устами пророка говорит: «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьёте, но не напиваетесь; одеваетесь, но не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька»…  Не кажется ли и нам иногда, что наши усилия не приносят плода,  мы копошимся, как муравьи, просто потому, что в нас заложена некая программа выживания? Неужели же мы живем только, чтобы выжить?

Господь призывает нас остановиться, чтобы вспомнить, что наше главное призвание – строить Его храм. Сегодня мы молимся в красивых зданиях. Но это не для того, чтобы скрыться мира, а чтобы весь мир стал храмом Божьим!   А для этого мы призваны созидать храм в себе самих ( ср. 1 Кор 3, 16 ).  К нам обращены слова пророка: «обратите сердце ваше на пути ваши»…  

Как важно было для древних иудеев иметь это место поклонения и жертвы- храм!  Но христианские общины первых веков собирались в катакомбах, и главным для совершения Литургии было не место, а община . Не случайно Иисус говорил о Своем теле как о храме ( ср. Ин 2, 21). Мы, как Его тело, Его продолжение на земле, можем стать Его руками, ногами, сердцем, - и это не абстракция. Мы принимаем Евхаристию в наших храмах, чтобы «жить Христом». Иначе зачем все это убранство и красота песнопений? Это мы можем услышать и в концертном зале.

В Евангелии мы видим, что Ирод интересуется личностью Иисуса. Что-то тревожит его. Он думал, что, обезглавив Иоанна, расправился и со своей совестью, но это не так. И сегодняшний мир, при  всей своей дикости и жестокости, все же ищет увидеть Христа. Для многих наше свидетельство – это реальный шанс вспомнить о главном и обратиться.  Но для этого мы сами не должны быть поглощены суетой. Попросим у Господа, чтобы среди наших будней не забывать о храме, который Он в нас основал!

Russian