Живое Слово

28 ФЕВРАЛЯ

2 воскресенье Великого Поста

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Быт 22, 1-2. 9-13. 15-18

В те дни: Бог искушал Авраама, и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова, и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простёр Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока, и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвёл Авраам очи свои, и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна, и принёс его во всесожжение вместо сына своего. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба, и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня: то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 116B(115)

Я веровал, и потому говорил: *
я сильно сокрушён.
Дорога в очах Господних *
смерть святых Его!

О, Господи! я раб Твой, †
я раб Твой и сын рабы Твоей; *
Ты разрешил узы мои.
Тебе принесу жертву хвалы, *
и имя Господне призову.

Обеты мои воздам Господу *
пред всем народом Его,
во дворах дома Господня, *
посреди тебя, Иерусалим!

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
Рим 8, 31b-34

Братья: Если Бог за нас, то кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.

ЕВАНГЕЛИЕ
Мк 9, 2-10

В то время: Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвёл на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Пётр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшёл глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мёртвых.

«Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». Пётр показывает, что ему нравится видеть Иисуса таким, но также здесь говорится, что он «не знает, что он говорит». В той же сцене Преображения, рассказанной другими евангелистами, упоминается, о чем говорили между собой Иисус, Моисей и Илия: «Они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме». Я имею в виду, что в лучший момент Иисуса на земле они говорят о его страстях и смерти! Счастье или покой, который рекламирует мир и общество – это отсутствие войн или страданий; но в счастье Божие включены страдания, а в мир Божий – бури. Как это возможно? Возможно, потому что таково человеческое состояние, как говорил святой Франциск Хавьер, «горстка земли с жаждой неба». Давайте не будем забывать ни о земле, ни о небе, и тогда мы будем полностью людьми. В мире без мучений нет памяти о Земле, а в жизни без счастья и покоя забывается о небе, но можно обрести мир в буре. Вы можете испытать счастье, несмотря на страдания; как мать, когда она только что родила и видит ребёнка, и она знает, что он стоит мучений, испытанных ею, потому что в мир пришла новая жизнь. Давайте искать Божье счастье, которое есть счастье Воскресения, в которое входит страдание, и именно благодаря этому страданию такое счастье является полностью человеческим; давайте искать неба, не забывая землю.

«Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых». Иисус велит никому не рассказывать о том, что произошло до воскресения; почему он отдаёт этот приказ? Даже не все ученики могут знать об этом, пока он не воскреснет, потому, что у Бога есть план, и есть много хороших вещей, которыми не следует делиться со всеми, а только с немногими, которые могут ценить, понимать и использовать знание. Если бы все благословения были разделены со всеми, включая тех, кто их не ценит, то они перестали бы быть благословениями; если бы все чудеса затронули всех, в том числе и тех, кто не верит, то они перестали бы пробуждать веру в людях. Общество требует, чтобы всем хорошим, что с вами происходит, вы хвастались перед другими, так действует гордыня. Бог призывает к смирению и советует вам делиться своими благословениями с теми, с кем он велит, и если он просит вас поделиться только с некоторыми, его надо слушаться. Наступит время, когда эти благословения станут общедоступными, но пусть это будет по Божьему плану и смирению для нас, а не по нашему собственному желанию, в которое легко проникает гордыня.

ПОНЕДЕЛЬНИК, 1 марта

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Дан 9, 4b-10

Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих; и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны. У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя. Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою. А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него, и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 79(78)

Не помяни нам грехов наших предков; †
скоро да предварят нас щедроты Твои; *
ибо мы весьма истощены.

Помоги нам, Боже, Спаситель наш, *
ради славы имени Твоего;
избавь нас, и прости нам грехи наши *
ради имени Твоего.

Да придёт пред лицо Твоё стенание узника; †
могуществом мышцы Твоей сохрани *
обречённых на смерть.

А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, †
вечно будем славить Тебя *
и в род и род возвещать хвалу Тебе.

ЕВАНГЕЛИЕ
Лк 6, 36-38

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете. Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясённою, нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

Какой мерою мерите – такой и отмерится вам… Почему же мы все равно склонны поступать с людьми так , как не хотели бы, чтобы поступали с нами? И как часто нам приходится удивляться тому, что нечто плохое к нам возвращается?

Это происходит прежде всего потому, что вектор нашего взгляда направлен на нас самих. Мы чаще думаем о наших желаниях, наших чувствах, о нашем удобстве в общении с другим человеком. Мы ставим свое «Я» во главе всего. Из-за этого мы становимся слепы к окружающему нас миру, мы не чувствуем, что можем сделать кому-то больно…

Сейчас мы переживаем время Великого Поста – это благоприятное время, чтобы задуматься о других. Церковь предлагает нам совершать дела милосердия. В сегодняшнем Евангелии Христос призывает нас быть милосердными, как Отец наш Небесный. Попробуем задуматься, вспомнить и, лучше всего, даже записать все те моменты, когда Господь особенно проявлял Свое милосердие по отношению к нам. Исходя из этого опыта мы в благодарность Богу будем стараться так же относиться милосердно к нашим ближним. А как это? На первый взгляд самое малое – это не нагрубить там, где возникает такой порыв бы. Выслушать чью-то боль в ущерб своему времени и вопреки своему равнодушию. Простить или же искренне захотеть прощения для того, кто, как нам может показаться, этого недостоин. Мы очень привыкли возводить себя на пьедестал судьи, потому что думаем, что мы всё знаем. Как часто бывает в нашей жизни, что предубеждения заставляли нас прежде времени думать плохо о человеке! А если бы каждый думал плохо о нас? Как мы боимся этого! Как нам важно, чтобы все нас любили и никто не осуждал. Когда нас осуждают – нам кажется, что весь мир отворачивается от нас и мы остаёмся со своей болью совсем одни. Диавол заставляет нас судить о других не в их пользу, чтобы добиться своего – разделения между людьми. Господь же жаждет нашего единства, потому что именно в единстве мы обретаем счастье быть любимыми. Поэтому так важно не осуждать, а стараться оправдать, понять и принять каждого человека!

Дорогие братья и сестры, нет людей, которые обладают только плохими или только хорошими качествами. Каждый из нас со своей особенной, личной историей. Попросим же у Святого Духа мудрости и сил видеть в наших ближних детей Божьих, которые, как и мы, падают, но имеет общую с нами цель – спастись и войти в Царствие Небесное.

ВТОРНИК, 2 марта

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Ис 1, 10. 16-20

Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды; спасайте угнетённого; защищайте сироту; вступайтесь за вдову. Тогда придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как шерсть убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли. Если же отречётесь и будете упорствовать, то меч пожрёт вас: ибо уста Господни говорят.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 50(49)

Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; *
всесожжения твои всегда предо Мною.
Не приму тельца из дома твоего, *
ни козлов из дворов твоих.

 «Что ты проповедуешь уставы Мои *
и берёшь завет Мой в уста твои,
а сам ненавидишь наставление Моё, *
и слова Мои бросаешь за себя?

Ты это делал, и Я молчал; *
ты подумал, что Я такой же, как ты.
Кто приносит в жертву хвалу, *
тот чтит Меня,
и кто наблюдает за путём своим, *
тому явлю Я спасение Божие».

ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 23, 1-12

В то время: Иисус начал говорить народу и ученикам Своим, и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают. Связывают бремена тяжёлые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям; а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают края одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!» А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель — Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга. Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится.

Сегодня Христос рассуждает о тех, кому даны некоторые властные полномочия. Читая, как Иисус кого-то отчитывает, давайте не забывать обращать свой взор на самих себя: не относится ли это и к нам? Увы, человеческая природа такова, что люди любят привилегии, любят чем-то возвышаться над другими, неравнодушны к почестям и даже к лести. Иисус решительно это осуждает, и вот почему.

Человек, принимающий почести, находится в центре внимания. Все вокруг – для него и ради него. Но центральное положение в жизни каждого из нас должен занимать Бог, и только Он! У человека, занимающего центральное положение в своем собственном мире, возникает искаженная картина реальности. Он уже не уповает на Бога как источник всяких благ, а преисполняется чувством самодостаточности. В таком состоянии человек уже не отвергнется себя, чтобы следовать за Христом; вот и фарисеи и книжники, прочно заняв центральное положение сначала в синагогах, а затем и в собственной картине мира, оказались неготовы к встрече со Христом.

Между тем, Бог устроил мир так, что человек может достичь чего-то стоящего, лишь стремясь к тому, что он полагает вне себя и что является подлинным ценностным ориентиром. Конечным ориентиром любых устремлений является Бог, и лишь служение Ему утверждает человека в его подлинном достоинстве, лишь в служении Богу он может реализовать себя.

Что же делать при встрече с лицемером, озабоченным только своей персоной и учащим людей тому, что он сам не исполняет? По совету Иисуса – брать то полезное, что они могут дать. Однако новое духовенство, по желанию Господа, будет иным. Отныне все – и ученики, и учителя – должны пребывать в состоянии ученичества, находясь, по замыслу Господа, в непрерывном следовании за единственным Учителем.

Помолимся, чтобы никакие почести не заставили нас остановиться и узурпировать центральное положение. Занимая любые посты, да пребываем в состоянии ученичества и служения.

СРЕДА, 3 марта

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Иер 18, 18-20

Сказали: «придите, составим замысел против Иеремии; ибо не исчез же закон у священника, и совет у мудрого, и слово у пророка; придите, сразим его языком и не будем внимать словам его». Внемли мне, Господи, и услышь голос моих противников. Должно ли воздавать злом за добро? а они роют яму душе моей. Вспомни, что я стою пред лицом Твоим, чтобы говорить за них доброе, чтобы отвратить от них гнев Твой.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 31(30)

Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне; *
ибо Ты крепость моя.
В Твою руку предаю дух мой; *
Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.

Ибо слышу злоречие многих; *
отовсюду ужас,
когда они сговариваются против меня, *
умышляют исторгнуть душу мою.

А я на Тебя, Господи, уповаю; *
я говорю: Ты мой Бог.
В твоей руке дни мои; *
избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих.

ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 20, 17-28

В то время: Восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоём. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Сегодня в чтении Евангелия мы видим, как мать сыновей Зеведеевых хочет «пристроить» своих детей, надеясь, что они займут самые лучшие места в иерархии рядом с Иисусом. То есть, Иисуса она видит скорее как представителя власти, нового царя, чем как своего Спасителя. И она просто не понимает Его духовную глубину и Его миссию, не понимает, что Господь послал Его в этот мир не «царствовать», а спасти всех грешников, в том числе и ее, ценой своей жизни.

К сожалению, так иногда происходит и в наших приходах: люди стремятся «занять место», достичь определенного положения, статуса и власти, не понимая или просто игнорируя, что христианство вообще не об этом.

Такое случается не только с прихожанами, но даже иногда с монашествующими и священнослужителями. Иногда кажется, что человек просто хочет отсидеться в этой жизни в «тёплом местечке», а не служить Иисусу, потому что просто не видно его служения, сотрудничества, милосердия.

Конечно, понятно, что церковь представляет собой иерархическую структуру, но если она и ее представители будут ставить на первое место земное, то она рискует превратиться в еще одну структуру, каких много.

На всех нас, как на мирянах, так и на монашествующих, лежит большая ответственность: сохранить то, что Господь уже нам дал – быть Его достойными представителями, потому что в том числе и по нам будут судить о всей церкви.

И поэтому так важно всем нам постоянно пребывать в общении с Господом, для того, чтобы Святой Дух мог излечивать все несовершенства церкви воинствующей. Тогда Господь «действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чём помышляем» (Еф 3:20). Ему лишь необходимо наше твердое решение быть с Ним, быть на стороне добра, святости и любви.

ЧЕТВЕРГ, 4 марта

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Иер 17, 5-10

Так говорит Господь: Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне, и не увидит, когда придёт доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой. Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится, и не перестаёт приносить плод. Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 1

Блажен муж,
который не ходит на совет нечестивых, †
и не стоит на пути грешных, *
и не сидит в собрании развратителей;
но в законе Господа воля его, *
и о законе Его размышляет он день и ночь!

И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, *
которое приносит плод свой во время своё,
и лист которого не вянет; *
и во всём, что он делает, преуспеет.

Не так — нечестивые, не так; *
но они — как прах, возметаемый ветром.
Ибо знает Господь путь праведных, *
а путь нечестивых погибнет.

ЕВАНГЕЛИЕ
Лк 16, 19-31

В то время: Иисус сказал фарисеям: Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях; и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламени сем». Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Тогда сказал он: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: «нет, отче Аврааме; но, если кто из мёртвых придёт к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мёртвых воскрес, не поверят».

В первом сегодняшнем чтении Господь призывает нас «не надеяться на человека». Первое, о чем можно подумать, услышав эти слова, – об испорченности человеческих отношений, о том, что люди предают и обманывают друг друга, и утешением и спасением обиженного и преданного людьми может быть только Господь. Но это лишь самый поверхностный смысл. Господь просит не надеяться на человека, потому что каждый человек содержит в себе лишь часть общего Божественного замысла о мире, и мы ни при каких условиях не можем увидеть его целиком. Поэтому, когда что-то случается в нашей собственной жизни или в жизни кого-то из окружающих нас людей, мы не можем понять, звеном какой цепочки событий стало происходящее. Но значит ли это, что мы должны быть равнодушны к жизни других?

В сегодняшнем евангельском чтении рассказывается притча о богаче и бедняке. Эта притча, с одной стороны, звучит утешительно: самые тяжелые испытания на земле могут обернуться блаженством в жизни вечной, как это произошло с Лазарем. Но есть в этой притче и неумолимая суровость: отказавшийся от исполнения божьих заветов и божьих заповедей уже не сможет обрести спасения. Заповеди, слова пророков — вот те «рецепты» по которым Бог предписывает нам строить свою жизнь. Мы не можем объять целиком Божий замысел, но он облегчает наш жизненный путь, давая четкие и точные указания, как по нему идти. Он, в отличие от нас, знает, куда ведет прямой путь, и куда может завести путь кривой. Но он оставляет за нами право выбора, как строить свою жизнь; другое дело, что ответственность за выбор тоже лежит на нас. И время Поста самое подходящее, чтобы помолиться о даровании каждому из нас большого и чуткого сердца, чтобы мы могли услышать, каким образом призывает нас жить Господь, чтобы полнее исполнить его замысел о каждом из нас и обо всех людях вместе.

ПЯТНИЦА, 5 марта

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Быт 37, 3-4. 12-13a. 17b-28

Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его; и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его, и не могли говорить с ним дружелюбно. Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем. И сказал Израиль Иосифу: братья твои не пасут ли в Сихеме? пойди, я пошлю тебя к ним. И пошёл Иосиф за братьями своими, и нашёл их в Дофане. И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его. И сказали друг другу: вот, идёт сновидец; пойдём теперь, и убьём его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов. И услышал сие Рувим, избавил его от рук их, сказав: не убьём его. И сказал им Рувим: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него. Сие говорил он, чтобы избавить его от рук их и возвратить его к отцу его. Когда Иосиф пришёл к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нём; и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нём не было. И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идёт из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут пряности, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет. И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьём брата нашего и скроем кровь его? Пойдём, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нём; ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались. И, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва, и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребреников; а они отвели Иосифа в Египет.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 105(104)

И призвал голод на землю; *
всякий стебель хлебный истребил.
Послал пред ними человека: *
в рабы продан был Иосиф.

Стеснили оковами ноги его; *
в железо вошла душа его,
доколе исполнилось слово Его: *
слово Господне испытало его.

Послал царь, и разрешил его, *
владетель народов, и освободил его.
Поставил его господином над домом своим *
и правителем над всем владением своим.

ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 21, 33-43. 45-46

В то время: Иисус сказал первосвященникам и старейшинам: Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нём точило, построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям — взять свои плоды. Виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: «постыдятся сына моего». Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; пойдём, убьём его, и завладеем наследством его». И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти; а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших»? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его. И, слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит. И старались схватить Его; но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка.

Причта о злых виноградарях рассказывает о предательстве тех, кто должен был служить господину. Сюжет первого чтения перекликается с ней, повествуя о сыновьях Израиля, предавших своего брата. Обе эти истории – о том, как отторгают люди посланников Божиих.

Почему так происходит? На это находится масса причин. Ведь Бог зачастую не укладывается в наши представления, его призывы не соответствуют нашим планам, и Его пути – не наши пути. Не надо думать, что речь идет о каких-то особых злодеях, ведь каждый из нас имеет в своей жизни опыт отвержения Божьей воли или хотя бы избегания, как пророк Иона.

И уж тем более недопустима интерпретация этой притчи в антисемитском ключе, что, к сожалению, имело место в истории христианства. Накопление таких интерпретаций привело в ХХ веке к ужасам Холокоста. После этого Церковь нашла в себе силы переосмыслить свои воззрения и вступить в диалог с иудеями. Программным документом стала 4-я статья Соборной декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям Nostra Aetate. В этом документе впервые от лица Католической церкви осуждался антисемитизм и утверждалось, что евреи не отвержены и не прокляты Богом, а остаются Его возлюбленным народом.

Действительно, христианство – это религия, которая признает лишь индивидуальную ответственность каждого за свои решения и поступки и отвергает всякую круговую поруку. Следует всегда избегать переноса ответственности с каких-то конкретных людей на целую группу или тем более народ, потому что таковы козни дьявола. Это он всегда стремится к обобщению, ненавидя вообще всех. Господь же любит каждого, и для Него имеет важное значение каждый частный случай, а не обобщенное множество.

Руководствуясь этой правдой Божией, не будем также забывать, что среди еврейского народа были не только «злые виноградари». Первыми соработниками Господа в деле спасения тоже были евреи: в первую очередь, Его Пресвятая мать Мария, праведный отец Иосиф, Его братья, ученики и последователи. Эти люди в свое время смогли шагнуть за границы своих представлений и разнести Благую весть за пределы своего стана другим народам. Благодаря их подвигу, прежде всего в преодолении собственных предрассудков, нам и был возвещен Христос. Пусть именно они станут нашим моральным ориентиром в понимании Божьей правды.

СУББОТА, 6 марта

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Мих 7, 14-15. 18-20

Паси народ Твой жезлом Твоим, Господи, овец наследия Твоего, обитающих уединённо, в лесу среди Кармила; да пасутся они на Васане и Галааде, как во дни древние! Как во дни исхода твоего из земли Египетской, явлю ему дивные дела. Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши. Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 103(102)

Благослови, душа моя, Господа, *
и вся внутренность моя — святое имя Его.
Благослови, душа моя, Господа, *
и не забывай всех благодеяний Его.

Он прощает все беззакония твои, *
исцеляет все недуги твои;
избавляет от могилы жизнь твою, *
венчает тебя милостью и щедротами.

Не до конца гневается, *
и не вовек негодует.
Не по беззакониям нашим сотворил нам, *
и не по грехам нашим воздал нам.

Ибо, как высоко небо над землёю, *
так велика милость Господа к боящимся Его.
Как далеко восток от запада, *
так удалил Он от нас беззакония наши.

ЕВАНГЕЛИЕ
Лк 15, 1-3. 11-32

В то время: Приближались к Иисусу все мытари и грешники — слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих». Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришёл; и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся».

Притча о блудном сыне появилась как ответ Иисуса на вызов фарисейского сознания. Фарисей, будучи ревностно благочестивым внешне, в глубине души всегда недоволен Богом: он смотрит на свою набожность как на заслугу, достойную вознаграждения и ставящую его выше других. А Бог –всегда не с теми и не там, Он с мытарями и грешниками, к которым приличному человеку даже приближаться «не комильфо». Справедливо ли это? Младший сын не просто попросил у отца денег. «Дай мне следующую мне часть имения» (ср. Лк 15, 12), – речь идет о доле в наследстве, полагающейся молодому человеку только после смерти родителя. В системе ценностей героя Бог изначально отвергнут, а Его дары бездарно растрачены. Но грешника, потерявшего все, вплоть до человеческого достоинства, Бог не только прощает, а заново возрождает к жизни – не случайно на знаменитой картине Рембрандта «Возвращение блудного сына» у отца разные руки, мужская и женская. В момент встречи с погибающим человеком Бог ему отец и мать. Эта тайна отцовской любви непонятна старшему сыну – человеку с психологией фарисея, неспособного на бескорыстные отношения ни с Богом, ни с людьми – «Вот, я столько лет служу тебе…, но ты никогда не дал мне и козленка» (Лк 15, 29). Великий Пост – возможность не только заново перечитать одну из прекраснейших притч Иисуса, но и задуматься о природе фарисейства, которое приходится изживать в себе каждому из нас. Фарисей – не исчадие ада, наоборот – он изо всех сил старается угодить Богу…, чтобы получить «заслуженную» награду. Он может быть и добрым, и щедрым – в своем кругу. И встретив «блудного сына», не откажет себе в удовольствии добить лежачего, «справедливо» сказав ему, что он сам во всем виноват.

 

 

Russian