Живое Слово

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 5 ФЕВРАЛЯ

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Ис 58, 7-10

Так говорит Господь: Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрастёт, и правда твоя пойдёт пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопишь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой будет как полдень.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 112(111)

Припев: Праведнику светит солнце в темноте.

Во тьме восходит свет правым; *
благ он и милосерд и праведен.
Добрый человек милует и взаймы даёт; *
он даст твёрдость словам своим на суде.

Припев: Праведнику светит солнце в темноте.

Он вовек не поколеблется; *
в вечной памяти будет праведник.
Не убоится худой молвы; *
сердце его твёрдо, уповая на Господа.

Припев: Праведнику светит солнце в темноте.

Утверждено сердце его; он не убоится, *
когда посмотрит на врагов своих.
Он расточил, раздал нищим; †
правда его пребывает во веки; *
рог его вознесётся во славе.

Припев: Праведнику светит солнце в темноте.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
1 Кор 2, 1-5

Когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости. Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. И был я у вас в немощи и страхе и в великом трепете. И слово моё и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.

ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 5, 13-16

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям. Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажёгши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного.

«да светит свет ваш перед людьми»

«Если соль потеряет силу, чем сделаешь ее соленою?» - спрашивает Иисус в сегодняшнем Евангелии. Соленость – это сущность соли, ее назначение. Это то, для чего она существует.  Чем мы живем? Есть ли в нас то новое качество жизни, о котором Павел сказал «живу не я, но живет во мне Христос» ( Гал 2, 20)?  В чем проявляется наше христианство в ежедневности? Как оно выражается в наших отношениях с близкими и дальними, в нашем труде, радости и боли?  Можно ли сказать, что мы «солим» то, к чему прикасаемся – придаем обыденному смысл и глубину.

«Не может укрыться город, стоящий на верху горы» - говорит Иисус. Внутренний свет так или иначе проявляет себя, рядом со светлым человеком и другим светло. И наверное, у каждого из нас есть опыт общения с такими людьми.

Вот Иисус говорит: «Так  да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» «и прославляли Отца вашего Небесного». Что это значит? Ведь Он учил и тому, чтобы не творить милостыню перед людьми ( ср. Мф 6, 1). Одако, фарисеи молятся и творят милостыню напоказ « чтобы прославляли их люди» ( Мф 6, 2), а Иисус предлагает делать добро так, чтобы, видя наши добрые дела, люди прославляли Бога.  Это как раз зависит от того, есть ли в нас та самая «соль»- любовь. Если она есть, то не нужно заботится о славе.  Тогда наши дела и будут такими, что люди воздадут славу Богу – не нам.

Но что нам делать, чтобы свободно пропускать через себя Божий свет?    Попробуем перед любым делом просто остановиться  и сказать: «Господи, вот я здесь». Будем просить благословения для тех, кого Бог посылает на нашем пути.  Попробуем отдавать Ему  свои радость, боль, каждую встречу с людьми. Попробуем  отходить ко сну с благодарением и просыпаться, посвящая Ему свой день с надеждой.  Поживем так хотя бы несколько дней  - а вдруг нам понравится? А вдруг мы захотим повторять это снова и снова, пока жить в присутствии Бога не станет для нас естественным, как дыхание?  Мир так нуждается в тех, кто живет и дышит Богом.

ПОНЕДЕЛЬНИК, 6 ФЕВРАЛЯ

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Быт 1, 1-19

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 104(103)

Припев: Благослови, душа, Господа Бога.

Благослови, душа моя, Господа! *
Господи, Боже мой!
Ты дивно велик, Ты облечён славою и величием. *
Ты одеваешься светом, как ризою.

Припев: Благослови, душа, Господа Бога.

Ты поставил землю на твёрдых основах: *
не поколеблется она во веки и веки.
Бездною, как одеянием, покрыл Ты её; *
на горах стоят воды.

Припев: Благослови, душа, Господа Бога.

Ты послал источники в долины; *
между горами текут.
При них обитают птицы небесные, *
из среды ветвей издают голос.

Припев: Благослови, душа, Господа Бога.

Как многочисленны дела Твои, Господи! *
Всё соделал Ты премудро;
земля полна произведений Твоих. *
Благослови, душа моя, Господа!

Припев: Благослови, душа, Господа Бога.

ЕВАНГЕЛИЕ
Мк 6, 53-56

В то время: Иисус с учениками Своими, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую, и пристали к берегу. Когда вышли они из лодки, тотчас жители, узнав Его, обежали всю окрестность ту, и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился. И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.

«и которые прикасались к Нему, исцелялись»

            В сегодняшних чтениях очень красиво сочетаются рассказы о сотворении Богом мира и об исцелении Иисусом множества больных.  Это сочетание напоминает нам о том, что любое действие Христа по отношению к человеку повторяет величайший акт Творения - превращая больного в здорового, Он формирует в нем новую личность, наделенную новыми возможностями. Мы можем увидеть это в собственной жизни, потому что даже выздоровев после обычной простуды, иначе ощущаем себя, чувствуем в себе какие-то новые силы. И Сам Иисус очень глубоко переживал Свое участие в непрерывном творении, которое совершает Отец - "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин. 5, 17). 

           Евангельский рассказ можно также  понимать и в экклезиологическом смысле. Люди приносят к Иисусу на постелях своих близких, обездвиженных, беспомощных, наверняка павших духом, как мы приносим в своих молитвах тех, кому нужна помощь, да и себя тоже, потому что перед Богом здоровых нет. Церковь и есть люди, пришедшие за исцелением.

             Когда я чувствовал(а) себя нуждающимся в Божьем ислецении, расслабленным, которого принесли четверо, и кто эти люди в моей жизни? Что оказало первое серьезное воздействие на меня в Церкви? Богослужение? Исповедь? Духовные упражнения? Что происходит со мной в ходе церковной жизни сейчас, когда на многое выработалась привычка, окружающие перестали быть ангелами, и накопилась критическая масса?

Russian