Живое Слово

1 НЕДЕЛЯ АДВЕНТА

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 28 НОЯБРЯ

 ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Иер 33, 14-16

Чтение книги пророка Иеремии.

Вот, наступят дни, говорит Господь, когда Я выполню то доброе слово, которое изрёк о доме Израилевом и о доме Иудином. В те дни и в то время возвращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. В те дни Иуда будет спасён и Иерусалим будет жить безопасно; и нарекут имя Ему: «Господь оправдание наше!»

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ


Пс 25(24), 4-5ab. 8-9. 10 и 14 (Пр.: ср. 10a)

Припев: Все пути Господни — истина и милость.

Укажи мне, Господи, пути Твои, *
и научи меня стезям Твоим.
Направь меня на истину Твою, и научи меня; *
ибо Ты Бог спасения моего.

Припев: Все пути Господни — истина и милость.

Благ и праведен Господь; *
посему наставляет грешников на путь.
Направляет кротких к правде, *
и научает кротких путям Своим.

Припев: Все пути Господни — истина и милость.

Все пути Господни — милость и истина *
к хранящим завет Его и откровения Его.
Тайна Господня — боящимся Его, *
и завет Свой Он открывает им.

Припев: Все пути Господни — истина и милость.

 

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
1 Фес 3, 12 — 4, 2

Братья: Вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцом нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь. За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.

ЕВАНГЕЛИЕ

Лк 21, 25-28. 34-36

+ Чтение святого Евангелия от Луки.

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: И будут знамения в солнце и луне и звёздах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится. Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную; ибо силы небесные поколеблются. И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнёт это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. Ибо он, как сеть, найдёт на всех живущих по всему лицу земному. Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.

Слово Господне.

 

«бодрствуйте на всякое время и молитесь»

 

У нас в жизни бывает много надежд и желаний. Одни сбываются, другие нет.   Но мы всегда надеемся, что наши мечты исполнятся. Часто это хорошие мечты;  они касаются земных дел, но их посылает в наше сердце Бог. Но да поможет Бог, чтобы нашей жизнью управляли не только материальные желания. Господь прекрасно знает, что мы нуждаемся во временных вещах и дает нам  их. Но   только люди без веры заботятся и стремятся  к ним одним. Пусть же наши желания будут исходить  от Бога. Как было бы хорошо, если  бы в нас  исполнились слова Святого Павла к Фессалоникийцам: “Пусть  вас Господь да исполнит и переполнит  любовью друг к другу и ко всем”. Но как может Господь наполнить нас любовью, если в нашем сердце нет такого желания? Как может Господь дать нам то, о чем мы не просим, чего мы не ждем и не желаем? Время Адвента – хорошее время для того, чтобы пробудить в нас те желания, которые идут от Господа, чтобы разбудить и освободить нас, уснувших, похороненных и закованных в цепи эгоизма  и  стремления к внешнему. Каждый человек – как  ценная, но скрытая картина, поверхность которой записана другими фигурами, часто плохими, дешевыми, скрывающими подлинное изображение. Иисус – вот наш подлинник и самое лучшее, что есть в нас, ведь мы созданы по Его образу и подобию. Однако иногда нужны годы, чтобы Его черты проявились в нас. Он пришел, чтобы высвободить в нас эти черты, стереть все то, что скрывает их в нашей душе. Мы рождены не для поверхностных вещей, не для заботы о вещах мира сего, не для того, чтобы быть рабами страстей и пороков.

Мы рождены не для рабства, а для свободы, не для эгоизма, а для любви к ближним. И потому   пожелаем, чтобы красота жизни Иисуса сказалась и проявилась в наших глазах, в наших поступках и словах. И  пусть не будет у нас желания более сильного, как то, чтобы  Христос жил и действовал в нас. Господь хочет, чтобы мы предстали перед ним в святости и без пороков. Он хочет увидеть в нас образ своего Сына.

Время Адвента напоминает нам о том, что приближается наше освобождение. Но  мы должны страстно этого желать, стремиться к этому. Бог всегда дает то, о чем мы упорно просим. Псалмопевец просит: “Укажи мне. Господи, пути твои и научи стезям своим. Направь меня на истину твою и научи меня, ибо Ты -  Бог спасения моего”.

Попросим Господа, чтобы он укоренил в наших душах и сердцах жажду принять Его. Пусть этот Адвент станет настоящей подготовкой к его приходу.

ПОНЕДЕЛЬНИК, 29 НОЯБРЯ

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Ис 2, 1-5

Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме. И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдём на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на плуги, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 122(121)

Припев: В дом Господень с радостью пойдём.

Возрадовался я, когда сказали мне: *
«пойдём в дом Господень».
Вот, стоят ноги наши *
во вратах твоих, Иерусалим.

Припев: В дом Господень с радостью пойдём.

Куда восходят колена, колена Господни, *
по закону Израилеву, славить имя Господне.
Там стоят престолы суда, *
престолы дома Давидова.

Припев: В дом Господень с радостью пойдём.

Просите мира Иерусалиму: *
да благоденствуют любящие тебя!
Да будет мир в стенах твоих, *
благоденствие в чертогах твоих!

Припев: В дом Господень с радостью пойдём.

Ради братьев моих и ближних моих *
говорю я: «мир тебе!»
Ради дома Господа, Бога нашего, *
желаю блага тебе.

Припев: В дом Господень с радостью пойдём.

ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 8, 5-11

В то время: Когда вошёл Иисус в Капернаум, к Нему подошёл сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек; но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идёт; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашёл Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном.

«Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой»

«Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой» - говорит римский сотник. И мы на Литургии перед принятием Евхаристии говорим то же самое.

«Я недостоин…»  Душа, погрязшая в мелочных страстях, самолюбии, дрязгах, недостойна прикоснуться к чистой жертве Христа. Это правда:  даже в церкви мы часто заняты собой и своим статусом, а Он согласился быть отверженным всеми во имя любви.

Но дальше открывается путь надежды: «скажи только слово…». Сотник видит, что даже его неверное  слово имеет власть. Но это не опьяняет его, как могло бы опьянить многих. Наоборот, тем более верит в силу слова Иисуса!  А мы верим ли в силу Его слова? Верим ли, что груз наших грехов, весь наш внутренний хлам не может перевесить  Его любви?

Иисус приходит в Евхаристии не к нам одним, а чтобы через нас войти в мир. Так, исцеленный слуга сотника стал свидетельством для язычников. Господь доверяет нам быть Его проводниками, посланниками в мире, где люди часто не видят смысла, лишены всякой надежды.

Мы часто повторяем слова у чаши механически, или думаем, что причащаться – это только наша привилегия. Но принять Христа – это значит, принять Его взгляд на мир, а не просто вкусить Его трапезу, как это сделал и Иуда, принявший хлеб из Его рук.

Сегодня Господь говорит с нами через эти чтения.  Поверим ли мы, что Его Слово, - это реальность, что Он имеет силу и власть изменить нашу жизнь? «Господи, я недостоин…  Но скажи только слово, и исцелится душа моя». Подумаем, что было бы, если бы каждый из нас говорил это всерьез.  Если бы так было каждый раз.  Наверное, весь мир был бы другим.

ВТОРНИК, 30 НОЯБРЯ

 ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Ис 49, 1-6

Чтение книги пророка Исаии.

Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Моё. И соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изострённою; в колчане Своём хранил Меня. И сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь. А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и тщетно истощал силу Свою. Но Моё право у Господа, и награда Моя у Бога Моего. И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтён в очах Господа, и Бог Мой — сила Моя. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Моё простёрлось до концов земли.

 

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 19(18)

Припев: Голос их услышат все народы мира.

Небеса проповедуют славу Божию, *
и о делах рук Его вещает твердь.
День дню передаёт речь, *
и ночь ночи открывает знание.

Припев: Голос их услышат все народы мира.

Нет языка, и нет наречия, *
где не слышался бы голос их.
По всей земле проходит звук их, *
и до пределов вселенной слова их.

Припев: Голос их услышат все народы мира.

 

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
Рим 10, 9-18

Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.

Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: «всякий, верующий в Него, не постыдится». Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо «всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся». Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: «Господи! кто поверил слышанному от нас?» Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия. Но спрашиваю: разве они не слыхали? Напротив, «по всей земле прошёл голос их, и до пределов вселенной слова их».

Слово Божие.

 

ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 4, 18-22

Проходя близ моря Галилейского, Иисус увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы. И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

«Я сделаю вас ловцами человеков»

            Сегодня церковь вспоминает апостола Андрея, одного из самых первых учеников Христа. Евангельское чтение  рассказывает нам о том, как были призваны Андрей и его брат Петр, как они, не мешкая ни минуты, пошли за Христом. Эти чтения дают нам возможность поразмышлять о призвании человека.

            Что такое призвание? Мы обозначаем этим словом и  особое предназначение человека к служению Богу ( монашеское и священническое призвание) и артистический или профессиональный дар, а иногда и какое-то бытовое умение ( «у нее призвание готовить борщи»). В любом случае это что-то, что человек делает очень хорошо и с любовью. И происходит это потому, что к подобного рода деятельности или служению его предназначает сам Бог.

            Призвание  - это голос Бога, который зовет нас за собой. Наверное, каждый человек так или иначе слышал этот голос. Он не обязательно раздавался как гром с небес, может быть, исходил от какого-то знакомого или незнакомого человека. Но очень важно не пропустить этот голос и поверить ему. Петр и Андрей поверили обычному человеку, каким пришел к ним Иисус,  и распознали в его призыве голос Бога. А мы?  Не отвергали ли мы свое призвание из каких-то практических интересов?  Не уговаривали ли мы своих детей отказаться от деятельности, к которой у них есть явная склонность, только потому, что это «ненадежная профессия»? Не пытались ли разрушить любовь нашего сына или дочери, потому что «он/ она тебе не пара» и тем самым отвратить их от призвания быть в союзе друг с другом? Как много среди нас поломанных людей, работающих без призвания, живущих без призвания тусклой и однообразной жизнью. Конечно, жизнь без призвания возможна, и она может давать неплохие плоды. Но ведь призвание — от Бога, а это значит, что Им самим определено в  мире  особое место для каждого из нас, и, если мы его занимаем, мир становится чуть гармоничнее и светлее, и светлее и теплее становится в нашем сердце. Помолимся Господу, чтобы он дал нам способность слышать его призыв и душевную силу идти за ним по его зову.

СРЕДА, 1 ДЕКАБРЯ

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Ис 25, 6-10a

В тот день: И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть на веки, и отрёт Господь Бог слёзы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! Ибо рука Господа почиет на горе сей.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 23(22)

Припев: Пребуду в доме Божием многие дни.

Господь — Пастырь мой; *
я ни в чём не буду нуждаться.
Он покоит меня *
на злачных пажитях.

Припев: Пребуду в доме Божием многие дни.

Водит меня к водам тихим. *
Подкрепляет душу мою.
Направляет меня на стези правды *
ради имени Своего.

Припев: Пребуду в доме Божием многие дни.

Если я пойду и долиною смертной тени, *
не убоюсь зла, потому что Ты со мной;
Твой жезл и Твой посох — *
они успокаивают меня.

Припев: Пребуду в доме Божием многие дни.

Ты приготовил предо мною трапезу *
в виду врагов моих;
умастил елеем голову мою; *
чаша моя преисполнена.

Припев: Пребуду в доме Божием многие дни.

Так, благость и милость да сопровождают меня *
во все дни жизни моей,
и я пребуду в доме Господнем *
многие дни.

Припев: Пребуду в доме Божием многие дни.

ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 15, 29-37

В то время: Пришёл Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева. Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики — народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных.

«сколько у вас хлебов?»

Среди всех желаний и физических потребностей человека потребность в еде – самая сильная. Голодный лишается не только физических, но и моральных и духовных сил, ради насыщения человек в ряде ситуаций может пойти и на предательство, и на преступление.  В сегодняшних чтениях речь, на первый взгляд, тоже идет о пище, но дает ее человеку Бог. Трапеза, о которой говорит пророк Исайя – нечто большее, чем вкусная еда и изысканные напитки. Яства и чистые вина – метафора духовной пищи, насыщающей внутреннюю жизнь человека, дающей ему гармонию и мир.  «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (Ис. 25, 8).

В Евангелии Иисус совершает чудо умножения хлебов, преследующее, на первый взгляд, сугубо материальную цель – накормить людей, чтобы они не ослабели в дороге, тем более, что многих из них Он только  что исцелил. Но за этим стоит будущая Евхаристия – великое чудо и духовной, и телесной самоотдачи Бога, принимающего человеческую жизнь. Иисус соединяется с нашей слабостью, чтобы мы обрели Его силу любви. Он берет то немногое, что в нас есть, подобно тому, как взял  у учеников семь хлебов и немного рыбок, чтобы насытить тысячи людей.  Ему нужна их помощь, хотя при их растерянности вроде бы толку от них мало. И так же Ему нужны мы, хотя часто кажется, что даже принимая Его в таинстве, мы Ему больше мешаем, чем помогаем.  В дни ожидания Его прихода вспомним те моменты, когда Он давал нам возможность соучастия в Его жизни и в Его деле. В чем оно заключалось? Трудно ли нам было? Было ли понятно, что мы действуем вместе, и что Он всегда был рядом? И готовы ли мы снова прийти к Нему на помощь, не боясь того, что у нас  - только семь хлебов и немного рыбок, а порой кажется, что даже и этого нет?

ЧЕТВЕРГ, 3 НОЯБРЯ

 ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Ис 26, 1-6

Чтение книги пророка Исаии.

В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала. Отворите ворота; да войдёт народ праведный, хранящий истину. Твёрдого духом Ты хранишь в совершенном мире; ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Господа во веки; ибо Господь Бог есть твердыня вечная. Он ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах. Нога попирает его, ноги бедного, стопы нищих.

 

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 118(117)

Припев: Славьте Господа вовек, милость Его вечна.

Славьте Господа, ибо Он благ, *
ибо вовек милость Его.
Лучше уповать на Господа, *
нежели надеяться на человека.
Лучше уповать на Господа, *
нежели надеяться на князей.

Припев: Славьте Господа вовек, милость Его вечна.

Отворите мне врата правды; *
войду в них, прославлю Господа.
Вот врата Господа; *
праведные войдут в них.
Славлю Тебя, что Ты услышал меня *
и соделался моим спасением.

Припев: Славьте Господа вовек, милость Его вечна.

О, Господи, спаси же! *
О, Господи, споспешествуй же!
Благословен грядущий во имя Господне! *
Благословляем вас из дома Господня.
Бог — Господь, *
и осиял нас.

Припев: Славьте Господа вовек, милость Его вечна.
 

ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 7, 21. 24-27

+ Чтение святого Евангелия от Матфея.

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал; потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

 

 

“Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!`, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного”.  В этом отрывке Иисус подчеркивает важность исполнения воли Бога Отца. Слова  помогают нам думать о Боге, но этого недостаточно, они помогают нам даже  чувствовать любовь к Богу, но и этого недостаточно,  необходимо совершать поступки по просьбе Бога.  Бог всегда ведет нас к большему, потому что Его мечта состоит в том, чтобы мы стали святыми. Когда Бог в последний раз просил меня изменить поведение? Иногда эта просьба приходит не прямо от Бога, а через его мистическое Тело, то есть, наших братьев по вере. Часто мы распознаем Божью волю по тому удивлению, которое от нее испытываем, а  иногда ощущаем ее как вызов. Бог не будет просить нас о легких вещах, которые рано или поздно наскучат нам. Он будет просить нас о трудных, но возможных вещах.  Иисус показывает нам пример, принося самую благородную и высокую жертву, отдавая Свою жизнь. Сколько раз в неделю мы слышим, как Бог просит нас что-то сделать для наших братьев? Или мы не позволяем Ему просить нас об этом?

“Пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне”. Этот отрывок говорит нам о силе жизни по благодати. Сила проявляется не в отсутствии невзгод, а в твердых опорах, которые мы имеем. Сила человека измеряется весом, который он способен нести: на физическом уровне, при спортивных тренировках, или на психологическом уровне, когда кто-то преодолевает трудности. Беспокоят ли меня мои жизненные невзгоды, или я рассматриваю невзгоды, как возможность испытать, на какой основе стоит моя вера? Конечно, далеко не всегда невзгоды открывают волю Бога, некоторые случаются из-за нашей гордости и надменности, и тогда все может плохо закончится. Но это происходит не потому, что Бог не дает нам достаточно сил для борьбы, а потому, что мы преувеличиваем наши силы или недооцениваем их. Например, я намерен идти на Мессу, но идет дождь, и я не иду, таким образом недооценивая свои силы; или же я собираюсь пойти в бар и выпить немного алкоголя, но потом получается, что напиваюсь, потому что переоценил свои силы. Каковы мои жизненные опоры? Давайте попросим Бога укрепить их, удалив песок с того места, где Он мог бы утвердить камень Своей любви.

Russian