Воскресенье, 11 ноября

3 Цар (1 Reg) 17, 10-16; Пс 146; Евр 9, 24-28; Мк 12, 38-44

В те дни: И встал пророк Илия, и пошёл в Сарепту; и когда пришёл к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он её, и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться. И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои. Она сказал: жив Господь, Бог твой! у меня ничего нет печёного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это, и умрём. И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня, и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после; ибо так говорит Господь, Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом её несколько времени. Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрёк чрез Илию. 3 Цар (1 Reg) 17, 10-16

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 146

Припев: Хвали, моя душа, Господа Бога.

Вечно хранящего верность, *
творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим. *
Господь разрешает узников.

Господь отверзает очи слепым, *
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных. *
Господь хранит пришельцев.

Поддерживает сироту и вдову; *
а путь нечестивых извращает.
Господь будет царствовать во веки, *
Бог Твой, Сион, в род и род.

Христос вошёл не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд: так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение. Евр 9, 24-28

В то время: Иисус говорил народу в учении Своём: Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах; сии, поедающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение. И сел Иисус против смоковницы, и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего; а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё. Мк 12, 38-44

В то время: И сел Иисус против смоковницы, и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего; а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё. Мк 12, 41-44

«эта бедная вдова положила больше всех»

Сегодняшние чтения говорят нам о тайне веры.

Что такое наша вера? Надежда, внутреннее убеждение, стремление?

Да, она включает все это. Но сегодня мы будем говорить о вере, как о доверии Богу и  готовности идти на риск  во имя Его. Что делает Сарептская вдова? Ту последнюю, хрупкую опору, которую она имеет в будущем, она готова оставить по призыву таинственного странника. Она рискует всем и больше чем всем ( потому что у нее сын). Вся жизнь сосредоточена для нее в горстке муки, так, что она говорит в отчаянии: «съедим это и умрем»… Но вот, звучит призыв отдать и это.  И она отдает.

Почему?  Потому что понимает, в лице пророка Сам Господь нуждается в том малом, что у нее есть.

Бедная вдова из Евангелия тоже отдает в храм все, что имеет, всю свою надежду на завтрашний день.

 Храм богато украшен, и вклад вдовы ничтожен по сравнению со всем его великолепием.  Тем более велик Господь, сотворивший небо и землю. Разве может быть у Него в чем-то недостаток?

Это великая тайна, почему Он приходит к нам, как нуждающийся, почему в каждом страдающем Он ищет нашего участия, в каждом беззащитном—нашей защиты, почему Он Сам пришел на землю беззащитным младенцем и умер на кресте…

Как бы мы не объясняли это в богословских терминах, тайна остается. И тайна эта связана с Его любовью к нам и с нашей свободой. А свобода—призыв к вере.  И в этом смысле верить—значит, идти неведомыми путями, как когда-то пошел кочевник Авраам, услышав  голос в ночи, как пошел в Египет Иосиф, пробужденный Ангелом, как  Иоанн Креститель, а потом и Сам Иисус, пошли в пустыню, ведомые Духом…  Вера требует бесстрашия перед новым и неведомым, и готовность отдать последнее, не оглядываясь назад.

Не бывают ли у нас в жизни моменты, когда кажется, что у нас почти ничего нет, и мы просим у Господа помощи, но вместо этого понимаем, что нужно отдать и то малое, что осталось? Мы можем возроптать на Господа, а можем увидеть за этим Его величайшее доверие к нам, на которое Он ждет, что и мы ответим доверием.

 Именно на такой вере стоит мир, именно в ней мы познаем свое подлинное призвание и достоинство детей Божьих.

Russian