Воскресенье, 23 февраля

Лев 19, 1-2. 17-18; Пс 103; 1 Кор 3, 16-23; Мф 5, 38-48

И сказал Господь Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. Не враждуй на брата твоего в сердце твоём; обличи ближнего твоего, и не понесёшь за него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь. Лев 19, 1-2. 17-18

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 103

Припев: Щедр и милостив Господь, долготерпеливый.

Благослови, душа моя, Господа, *
и вся внутренность моя — святое имя Его.
Благослови, душа моя, Господа, *
и не забывай всех благодеяний Его.

Он прощает все беззакония твои, *
исцеляет все недуги твои;
избавляет от могилы жизнь твою, *
венчает тебя милостью и щедротами.

Щедр и милостив Господь, *
долготерпелив и многомилостив.
Не по беззакониям нашим сотворил нам, *
и не по грехам нашим воздал нам.

Как далеко восток от запада, *
так удалил Он от нас беззакония наши.
Как отец милует сынов, *
так Господь милует боящихся Его.

Братья: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы. Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: «уловляет мудрых в лукавстве их». И ещё: «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны». Итак никто не хвались человеками; ибо всё ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — всё ваше. Вы же — Христовы, а Христос — Божий. 1 Кор 3, 16-23

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный. Мф 5, 38-48

«любите врагов ваших»

«Вы слышали, что было сказано: «око за око, зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому»»...

 «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать».(Лев 24,19-20). Это закон талиона, который Моисей должен был дать народу Божьему, чтобы ослабить его жажду мести и насилия (Исх 21, 23-25) и научиться быть мирным народом, предназначенным для благословения всех народов мира (см. Быт 12,3; Ис 42,6)). Этот закон не позволял налагать более строгое наказание, чем совершенное преступление. Если кто-то ударил вас по лицу, вы имели право ударить его один раз по лицу, но не осыпать его ударами от ярости. Наказание не должно было перевешивать преступление.

Закон талиона действовал во времена Иисуса, но даже сами ученики Господа не усвоили его; это показывает эпизод в Самарии: ««Видя то́, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?»(Лк 9,54)

 (Лк 9,54). И это потому, что самаряне не захотели однажды принять Иисуса в своем городе.

 Более 2000 лет назад этот закон был превзойден Сыном Божьим, с тех пор  для христиан действует совершенно новый, практически немыслимый закон: отказ от мести, ненасилие. Закон побеждать зло добром, прощением и любовью.

Сам Господь показал нам пример того, что Он проповедовал всю свою жизнь.

 Любить врага-значит, прежде всего, не причинять ему зла и не желать ему вреда. Естественно, что мы чувствуем себя обиженными или униженными, но мы не должны быть побежденными злом через жажду мести. Но дело не только в том, чтобы не причинить врагу зла. Мы можем сделать еще один шаг, расположив себя к тому, чтобы сделать ему добро, если это необходимо.

Когда Иисус говорит о том, чтобы подставить другую щеку, это означает радикальный отказ от насилия. Зло побеждается не насилием, а большой любовью.

 Такой ответ по-человечески невозможен. Это действительно «утопическое» предложение, потому что оно выходит за рамки того, что антропология и психология диктуют и даже навязывают нам. Но зло и всякое насилие уже радикально побеждено Христом.

Поэтому победить зло и насилие на основе добра может тот, кто тесно связан со Христом. Он сам говорил: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин 15, 5).

Иисус-сын, который подражает Отцу Небесному. Обратите внимание, что Бог Отец, Создатель всего, позволяет солнцу и дождю нисходить на всех, хороших и плохих, праведных и неправедных, жестоких и миролюбивых. Он не делает исключения ни для кого. Иисус, Сын, подражает этому примеру Отца Небесного, не имеющего врагов, любящего всех.

Можно ли прийти к такой совершенной «справедливости»?   «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». Желать быть совершенным, как Бог, невозможно, но готовность быть  сострадательным и милосердным, как Отец, свойственна последователям Иисуса.

Russian