Воскресенье, 15 сентября

Исх 32, 7-11. 13-14; Пс 51; 1 Тим 1, 12-17; Лк 15, 1-32

В те дни: И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — непокорный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою. Вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: «умножая умножу семя ваше, как звёзды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть ею вечно». И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведёт его на народ Свой. Исх 32, 7-11. 13-14

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 51

Припев: Встану, пойду к отцу моему.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, *
и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
Многократно омой меня от беззакония моего, *
и от греха моего очисти меня.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, *
и дух правый обнови внутри меня.
Не отвергни меня от лица Твоего, *
и Духа Твоего Святого не отними от меня.

Господи! отверзи уста мои, *
и уста мои возвестят хвалу Твою.
Жертва Богу дух сокрушённый; *
сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже.

Возлюбленный: Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал всё долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь. 1 Тим 1, 12-17

В то время: Приближались к Иисусу все мытари и грешники — слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдёт её? А найдя, возьмёт её на плечи свои с радостью; и, придя домой, созовёт друзей и соседей, и скажет им: «порадуйтесь со мною; я нашёл мою пропавшую овцу». Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт? А найдя, созовёт подруг и соседок, и скажет: «порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму». Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. Ещё сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих». Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею, и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришёл; и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся». Лк 15, 1-32

В то время: Приближались к Иисусу все мытари и грешники — слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдёт её? А найдя, возьмёт её на плечи свои с радостью; и, придя домой, созовёт друзей и соседей, и скажет им: «порадуйтесь со мною; я нашёл мою пропавшую овцу». Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт? А найдя, созовёт подруг и соседок, и скажет: «порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму». Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. Лк 15, 1-10

 

«этот сын мой был мертв и ожил»

Три притчи из сегодняшнего Евангелия выражают необыкновенную радость, в которой участвуют и небеса. Это - личная и общая радость от того, что найдено потерянное. С другой стороны, эти притчи передают образ действий, сильно отличающийся от обычного. Для нас естественно забыть о потерянном, оплакать его и сохранить то, что осталось, при этом перекладывая вину на сам потерянный объект или человека: он заслуживает этого, потому что так невежествен, так неуклюж, потому что сам ищет опасности и риска, "вот и получил, что хотел!", "пусть сам выкарабкивается!"  Но Отец Небесный, хотя мы потеряны, и живем в состоянии атеизма, вдали от Его присутствия, будет искать нас тысячами способов. Он никогда не потеряет надежду на наше возвращение.

Когда младший сын просит наследства, отец соглашается на эту просьбу. Он не упрекает его за желание уйти. Что предлагали иудейские законы в этом случае? Закон Моисея велит жестко и публично наказать мятежного сына, пьянствующего и бесчестящего отца. Наказанием оскорбление смывается, а тем, кто идет тем же путем, внушается страх. (см. Втор 21,18-21). В притче нет угрозы со стороны отца, напротив, отец предпочитает плохо выглядеть перед соседями, но не наносить ущерб свободному решению сына, даже если он неопытен и не знает, что он делает.

Отец этого мятежного сына опозорен перед соседями. Они увидят в нем отца без полномочий, они бросят ему в лицо то, что он не знал, как воспитывать сына, позволил ему блудить, что у него не было с ним характера. Он должен был не давать ему наследства, а лишить этого наследства, лишить своего родства и.т.д.... Но отношение отца совершенно противоположно. Он не хочет заставлять детей бояться, унывать. Свобода является частью великого наследства, которое отец дает сыну. Он свободен остаться или уйти. Отец позволяет ему уйти и использовать свою свободу, как он хочет. Но еще более трогает, как отец принял сына после долгих лет разлуки. Он всегда ждал его. Он молча перенес его отсутствие. И когда сын вернулся как неудачник, которого невозможно узнать на расстоянии из-за оборванного вида, как нищий, или беглый раб, отец узнает его и, недолго думая, выходит, бежит, чтобы обнять его и осыпает поцелуями это  лицо - потное, пыльное, плохо пахнущее ...

Russian