первый Симпозиум посвященных мирян Verbum Dei ( Мексика)

       С 23 декабря 2014 г. по 1 января 2015 в г. Гуадалахара (Мексика) проходил первый Симпозиум посвященных мирян Миссионерской семьи Verbum Dei. Это событие имеет особое значение в истории общины, потому что ее самая молодая и ранее не очень заметная ветвь – посвященные миссионеры в миру – впервые заговорила в полный голос и ясно обозначила свою харизму и свой путь.  Напомним, что ядром семьи Verbum Dei является Братство – сообщество из трех ветвей: братья-миссионеры (их основная часть – священники) сестры-миссионерки и миссионерские супружеские пары.   Миряне посвященной Богу жизни (по-испански, Laicos misioneros consagrados – LMC)  появились в общине только в начале 2000-х годов и составили самостоятельную  группу, но с членами Братства у них много общего. С миссионерами и миссионерками они близки в том, что приносят обеты бедности, целомудрия и послушания (которые у них называются обещаниями), а с миссионерскими семьями – в том, что живут в миру, нередко с родителями или другими родственниками (хотя могут жить и самостоятельно, а в отдельных случаях даже небольшими общинами).  Они должны работать и иметь профессию, жить активной социальной жизнью, выглядеть и одеваться как обычные светские люди. Но и профессия, и социальная активность, и общение с семьей – это формы  их созерцательно-миссионерского служения Богу в соответствии с Евангельскими советами. Они живут в мире, но миру не принадлежат. Первые обещания (сроком на 1 год) они приносят после трехлетнего подготовительного этапа – формации, затем в течение 7-10 лет ежегодно их обновляют и в конечном счете дают их на всю жизнь, подобно тому, как монашествующие приносят Вечные обеты. В 2005 году  небольшая группа посвященных мирян получила от Братства свой первый Регламент – маленький текст, определяющий основные черты их образа жизни.  Спустя 5 лет,  когда число людей с таким призванием стало быстро расти, Генеральным советом общины был принят новый, расширенный Регламент. На сей раз это был уже большой документ, наподобие Устава,  определяющий идентичность, духовность, характер миссии и особенности повседневной жизни.  Однако многое в  нем нуждалось в доработке. Часть статей была почти дословно перенесена из Конституции Братства и недостаточно ясно определяла специфику жизни и миссии людей, посвященных Богу в миру, имеющих работу, социальные,  моральные и финансовые обязательства по отношению к семье и обществу, которых нет у братьев и сестер-миссионеров.  Молитвенные правила, духовное поведение, отношения с Братством, общиной в целом и поместной Церковью – всё это тоже имеет специфику, которая должна быть детально освещена в документе.  Где границы включенности в светскую жизнь человека, принявшего посвящение? Может ли он, к примеру, заниматься политикой или делать карьеру в своей профессии?  Наконец,  кто может стать посвященным в миру?  Каков минимальный возраст для принесения первых обещаний? Должен ли это быть обязательно одинокий человек или у него могут быть дети? Имеет ли право на этот статус человек, когда-то состоявший в браке? Все эти вопросы предстояло обсудить и отразить в новом тексте Регламента участникам симпозиума в Гуадалахаре, на котором представители посвященных мирян в сотрудничестве с членами Братства впервые сами  решали фундаментальные проблемы своей жизни.

    В симпозиуме  участвовало 38 человек из шестнадцати  стран: 18 посвященных мирян, и 20 членов Братства во главе с Президентом общины с. Лусией Эррериас. И первые три дня, приходившиеся как раз на праздник Рождества Христова,  были отданы на Духовные упражнения в молчании.  Их темой стали слова пророка Исайи: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11, 1).  Эти слова, несущие в себе Мессианский смысл, открывались во время упражнений еще и как конкретное обращение к нам. Мы – новая ветвь от корня семьи Verbum Dei, люди, ставшие живым мостом между церковным пространством и сердцевиной мира, соединяющие жизнь в светской повседневности с сокровенным посвящением Христу, подобно тому, как Он в Назарете соединял обычную жизнь бедняка-ремесленника с  абсолютной отдачей  Отцу.  Мы размышляли над традиционными для Рождественского времени пророчествами Ветхого Завета и текстами Евангелия о Благовещении, о Марии и Иосифе в свете нашего призвания. И  понимали: предстоящий симпозиум – не просто очередное организационное мероприятие общины, а знак того, что пришло наше время.  Мы видели, что наш путь – не удел кучки маргиналов, почему-то застрявших между миром и монастырем. Это расцветающая ветвь на древе Церкви,  дар Божьей любви не только нам, но и  ко всему миру, это ответ Бога на жажду духовного утешения, живущую в душах тех, с кем мы живем и работаем.

    Молитвенный дух Упражнений (с которых, кстати, начинается любая международная встреча в общине) мы старались сохранить и в ходе симпозиума. Каждый день начинался  с молчания и размышления над Словом Божьим, для которого мы по очереди готовили проповеди. Это весь день помогало нам в работе, и  даже в моменты самых острых дискуссий мы сохраняли дух любви и взаимопонимания, слышали друг друга и постоянно радовались. В ходе дебатов обязательно кто-нибудь шутил, в начале и в конце заседаний на экране вдруг появлялись веселые видеоролики и звучали песни, в перерывах мы пили чай, нередко бегали и играли, как маленькие дети, и в итоге по любому вопросу находили общее решение.  Более того, без юмора многого мы бы вообще не смогли нормально обсудить, особенно, когда речь шла о таких деликатных вопросах, как: обязательно ли посвященному мирянину писать завещание в интересах общины, на что тратить его денежный взнос, и что, например,  делать, если человек ушел из посвященных мирян, а завещание осталось.  

      Работа была построена на чередовании пленарных заседаний с обсуждением в малых группах.  Мы рассматривали во всех подробностях, как  параграфы уже имеющегося Регламента, так  и множество предложений, поступавших в Генеральный совет из разных стран от посвященных мирян в течение всего 2014 года.  Обсуждали не только содержание, но и редактуру, и стилистику, и даже смысловые  нюансы, которые могут возникнуть в ходе перевода текста на разные языки.  Это был сложный процесс, требующий  внимания, и  терпения, потому что ни одной, даже самой мелкой ремарки нельзя было упустить – ведь в правилах посвященной жизни мелочей нет.

      Резюме с  предложениями от каждой группы выносились на всеобщее обсуждение, часто переходившее в дебаты. Самыми сложными оказались  вопросы о статусе  и смысле работы и профессиональной  жизни посвященного мирянина, об отношениях посвященного Богу человека с политикой, о возможности стать посвященными мирянами для разведенных, одиноких родителей или людей, покинутых своими супругами.  Последнее было особенно важно, потому что путь посвящения в миру – это ответ на призыв Бога, а не  «выход из положения» для тех, кто по общепринятым понятиям не смог «устроить» свою личную жизнь. В итоге был составлен список основных условий для посвященной жизни в миру,  по которому каждый из участников должен был письменно изложить свое мнение.   Не менее острой была дискуссия по содержанию обетов бедности и послушания в контексте жизни работающих людей, имеющих обязательства перед семьями. Как быть в случае конфликта посвященного с местным настоятелем, которому он обязан послушанием?  Каковы градации в отношениях с настоятелем и духовным наставником, если это разные люди?  Наконец, вопросы финансовой жизни посвященного в общине, требующие особой осторожности и такта. Каждая из  обсуждаемых проблем выносилась на голосование, и по некоторым пунктам (в частности, по вопросам молитвенной и литургической жизни ) голосовали только посвященные миряне. До чего мы в итоге договорились?  Выйдет публикация нового Регламента – увидите. Главное – мы не только лучше поняли, но и глубоко прочувствовали наш Устав и ясно осознавали, что во всех дискуссиях с нами рядом - Святой Дух, сохранявший между нами мир и способность воспринять в послушании ситуацию, когда ты оказываешься в меньшинстве.

     Симпозиум – это не только заседания и молитвы, хотя на них уходила основная часть времени.  Мы ездили на экскурсию по Гуадалахаре (а это очень красивый город) и охотно общались «просто так», рассказывали о ситуациях в наших странах, о своей работе. Многие делились историей своего призвания, которая ни у кого не была простой. К посвященной жизни многие из нас, но не все, приходили в зрелом возрасте после исканий и испытаний, нередко уже имея серьезный статус в профессиональной среде, а те, кто когда-то был в браке – с семейным опытом.  Но, как известно, поздняя любовь – самая сильная и верная.  И все мы чувствовали, что в ответ на наше «да» своему призванию Господь делает нашу жизнь удивительно полной и счастливой и постоянно открывает в ней новые грани.  Помню, как замечательно прозвучали слова француженки Франсуаз Мурге о том, что каждый день Иисус призывает ее быть женщиной. Это было как-то очень по-французски, но в то же время – и про каждую из нас (тем более, что в Verbum Dei наше призвание оказалось преимущественно женским). 

     Ну и не нужно забывать, что Симпозиум пришелся на Рождество и Новый год.  Рождество в тишине духовных упражнений –  настоящий подарок Господа, особенно для человека, у которого на родине это рабочий день.  Вечернюю Мессу в Сочельник служил наш отец Даниэле, и радость от этого факта меня лично согрела не только духовно, но и физически (а это оказалось важно: при уличной температуре в +26 градусов в неотапливаемых помещениях было очень холодно.  На эту тему у нас даже родился афоризм, что за стенами нашего дома – Мексика, внутри – Россия, а в часовне по утрам  – Сибирь).  Но особо торжественными были новогодние богослужения.  На вечерней Мессе 31 декабря 15 человек обновили свои обещания,  и еще одна женщина дала их в первый раз. А на заключительной Литургии 1 января две  

посвященные мирянки из Мексики принесли окончательные обещания на всю жизнь.  И в этот момент, когда с нами была вся (причем довольно большая) община Verbum Dei в Гуадалахаре, мы не только радовались за тех, кто дал обеты – мы видели, что растет и расцветает наша «веточка», что наш путь – живое современное призвание, которое нужно людям, и что, вопреки агрессивности зла, Бог продолжает вести мир к свету, в том числе и через нас.     

Undefined